департамент полиции
орган политического розыска и управления полицией царской России. Образован 6 августа 1880 г. До 1881 г. назывался Департаментом государственной полиции. В ведении Д.п. находились охранные отделения, полицейские учреждения, сыскные отделения, адресные столы и пожарные команды. Формально входил в состав МВД. Ликвидирован после Февральской революции 1917 г.
Департамент полиции
орган политического розыска и управления полицией царской России. Образован 6 августа 1880. До 1881 назывался Департаментом государственной полиции. Наследовал дела «Третьего отделения» , а также (с 15 ноября 1880) Департамента полиции исполнительной Министерства внутренних дел. В ведении Д. п. находились охранные отделения, полицейские учреждения, сыскные отделения, адресные столы и пожарные команды. Был тесно связан с Отдельным корпусом жандармов и его местными органами. Формально Д. п. входил в состав Министерства внутренних дел. Общее руководство Д. п. и Отдельным корпусом жандармов осуществлял с 1882 товарищ министра внутренних дел (он же командир корпуса жандармов; шефом жандармов был министр Министерства внутренних дел, см. Министерства в России). Д. п. возглавлял директор. Аппарат Д. п. к февралю 1917 состоял из Особого отдела, 9 делопроизводств и др. частей. 1-е делопроизводство ≈ распорядительное (декабрь 1880≈1917) ≈ заведовало общеполицейскими делами; 2-е ≈ законодательное (декабрь 1880≈1917) ≈ составлением полицейских инструкций, циркуляров и законопроектов; 3-е ≈ секретное (декабрь 1880≈1917) ≈ до конца 19 в. было важнейшим ≈ заведовало делами политического розыска: надзором за политическими организациями и партиями, борьбой с ними, а также с массовым движением, руководством всей внутренней и заграничной агентурой, охраной царя. С 1 января 1898 важнейшие дела 3-го делопроизводства были переданы в Особый отдел, где находились картотека революционных и общественных деятелей России, коллекция фотографий и нелегальных изданий всех политических партий России; в отделе велись персональные дела руководителей партии большевиков. 4-е (1883≈1902, 1907≈17) наблюдало за ходом политических дознаний в губернских жандармских управлениях, а после восстановления в 1907 осуществляло надзор за массовым рабочим и крестьянским движением; 5-е (1883≈1917) ведало гласным и негласным надзором; 6-е (1894≈1917) ≈ главным образом незначительными административными делами, а также выдачей справок о политической благонадёжности; 7-е (1902≈17) наследовало функции 4-го делопроизводства по наблюдению за дознаниями по политическим делам; 8-е (1908≈17) заведовало сыскными отделениями (органами уголовного розыска); 9-е (1914≈17) ≈ делами, связанными с войной (контрразведка, надзор за военнопленными и т.п.).
В ведении Д. п. находилась специальная агентура ≈ гласная и негласная. Особый отдел насаждал в политических партиях и организациях провокаторов (дело Е. Ф. Азефа). Д. п. являлся вдохновителем погромов, политических процессов, деятельности черносотенных организаций. После падения самодержавия в феврале 1917 Д. п. упразднён. Вместо него было учреждено Временное управление по делам общественной полиции (с 15 июня ≈ Главное управление по делам милиции Министерства внутренних дел), ликвидированное Великой Октябрьской социалистической революцией 1917.
Директора Д. п.: 1880, август ≈ 1881, апрель ≈ барон И. О. Велио; 1881≈84 ≈ В. К. Плеве; 1884≈93 ≈ П. Н. Дурново; 1893≈97 ≈ Н. И. Петров; 1897≈1902 ≈ С. Э. Зволянский; 1903≈05, февраль ≈ А. А. Лопухин; 1905 ≈ С. Г. Коваленский, Н. П. Гарин; 1905, ноябрь ≈ 1906 ≈ Э. И. Вуич; 1906 ≈ П. И. Рачковский; 1906≈09 ≈ М. И. Трусевич; 1909≈11 ≈ Н. П. Зуев; 1911, декабрь ≈ 1914, январь ≈ С. П. Белецкий; 1914 ≈ В. А. Брюн де Сент Ипполит; 1915 ≈ Р. Г. Моллов; 1915≈16 ≈ К. Д. Кафафов; 1916, март ≈ 1916, сентябрь ≈ Е. К. Климович; 1916, октябрь ≈ 1917, февраль ≈ А. Т. Васильев.
Министерства внутренних дел России, орган политического сыска и управления полицией России (6 августа 1880 г. – февраль 1917 г.). Наследовал дела Третьего отделения. Главной задачей Д.п. было предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка. В ведении Д.п. находились охранные отделения, полицейские учреждения, сыскные отделения, адресные столы и пожарные команды. Общее руководство Д.п. и Отдельным корпусом жандармов осуществлял с 1882 г. товарищ министра внутренних дел.
Д.п. возглавлял директор. Аппарат Д.п. к февралю 1917 г. состоял из Особого отдела, девяти делопроизводств и других частей. 1-е делопроизводство – распорядительное, заведовало общеполицейскими делами (личным составом полиции). 2-е делопроизводство – законодательное, заведовало составлением полицейских инструкций, циркуляров, а также законопроектов. 3-е делопроизводство секретное и важнейшее, заведовало всеми делами политического сыска: надзором за политическими организациями и партиями, борьбой с ними, и с массовым движением, а так же руководством всей внутренней (гласной и негласной) и заграничной агентурой, охраной царя. С 1 января 1898 г. важнейшие дела 3-го делопроизводства были переданы в Особый отдел. (Особый отдел Д.п. (1898–1917) к 1917 г. имел 7 отделений: 1-е – общего характера и переписки, 2-е – по делам партии эсеров, 3-е – по делам партий большевиков и меньшевиков, 4-е – по буржуазным организациям национальных окраин России, 5-е – по разбору шифров, 6-е – следственное, 7-е – по справкам о политической благонадежности). 4-е делопроизводство Д.п. наблюдало за ходом политического дознания в губернских жандармских управлениях, осуществляло надзор за рабочим и крестьянским движением, а также за деятельностью легальных обществ, организаций, земств и городских органов самоуправления; 5-е делопроизводство ведало гласным и негласным надзором; 6-е делопроизводство следило за изготовлением, хранением и перевозкой взрывчатых веществ, фабрично-заводским законодательством и его осуществлением, выдачей справок о политической благонадежности лицам, поступающим на государственную и земскую службу; 7-е делопроизводство наследовало функции 4-го делопроизводства по наблюдению за дознаниями по политическим делам; 8-е делопроизводство заведовало сыскными отделениями (органами уголовного розыска); 9-е делопроизводство заведовало делами, связанными с войной (контрразведка, надзор за военнопленными и т. п.).
Отличное определение
Неполное определение ↓
Департамент полиции
Реальная организация нового органа политического сыска началась после издания указа императора от 15 ноября 1880 г. «О соединении Департамента государственной полиции и Полиции исполнительной в одно учреждение – Департамент государственной полиции». Указ определил структуру этого ведомства, утвердил его штатное расписание и решил вопрос о финансировании. Свое окончательное название – Департамент полиции – последний орган государственной безопасности царской России получил лишь в 1883 г. с присоединением к Департаменту государственной полиции судебного отдела МВД, ведавшего надзором за политическими дознаниями. Несмотря на все слияния, численность нового органа государственной безопасности продолжала оставаться сравнительно небольшой: в 1881 г. – 125 человек, в 1895 г. – 153, в 1899 г. – 174 человека (по штату – 42). Сохранялась оправдавшая себя двухзвенная вертикаль органов политического сыска. Вместо начальника Третьего отделения шефом жандармов теперь являлся министр внутренних дел, а заведовавший полицией товарищ министра (эта должность была введена 25 июня 1882 г.) становился, как правило, командиром Отдельного корпуса жандармов. Хотя основная деятельность жандармов осуществлялась под контролем Департамента полиции, по строевой, кадровой и хозяйственной линии они были подчинены штабу своего корпуса. В связи с этим директора Департамента полиции нередко жаловались, что им трудно добиться от жандармов безусловной дисциплины, поскольку реальные рычаги воздействия на них (присвоение офицерских званий, продвижение по службе и размер жалованья) находились в руках штаба корпуса, а не начальника полиции. От своего предшественника Департамент полиции унаследовал и его резиденцию на Фонтанке, 16. Статья 362 «Учреждения Министерства» определила следующий круг обязанностей Департамента полиции: 1) предупреждение и пресечение преступлений и охранение общественной безопасности и порядка; 2) ведение дел о государственных преступлениях; 3) организация и наблюдение за деятельностью полицейских учреждений; 4) охрана государственных границ и пограничных сообщений; выдача паспортов русским подданным, видов на жительство в России иностранцам, высылка иностранцев из России; наблюдение за всеми видами культурнопросветительской деятельности и утверждение уставов различных обществ. Эти обязанности были впоследствии детализированы ведомственными инструкциями и распределены по структурам этого органа. Первоначально Департамент полиции подразделялся на три делопроизводства. Первое (распорядительное). «Занималось общеполицейскими делами, личным составом Департамента полиции, ведением списков чинов полиции и служебными перестановками по полицейским должностям от VI класса и выше, назначением пенсий, пособий, награждением, расходованием средств, представленных в распоряжение ДП, делами об изготовлении и распространении фальшивых денег, об объявлении лицам, находящимся за границей, требований правительства о возвращении их на родину. С марта 1883 г. ведало рассмотрением заявлений о неправильных действиях полиции, отчетов губернаторов по ревизии полицейских учреждений и сенатских определений по вопросам о привлечении полицейских чинов к ответственности. С 1907 г. вопросы о кредитах и пенсиях переходят в 3е делопроизводство»3. Второе (законодательное). «Осуществляло организацию и контроль за деятельностью полицейских учреждений, разработку инструкций, циркуляров, правил для руководства чинов полиции по предметам их служебной деятельности, наблюдение за точным исполнением законов и уставов, высочайших повелений, указов Правительствующему сенату, всех вопросов, касающихся соблюдения порядка в полицейских управлениях. Занималось охраной и возобновлением государственных границ и рубежных знаков, предупреждением и пресечением преступлений против личной и имущественной безопасности, утверждением уставов общественных собраний и клубов, разрешением балов, маскарадов, танцевальных вечеров, наблюдением за питейными и трактирными заведениями, исполнением узаконений и правил о паспортах, урегулированием отношений между рабочими и фабрикантами, заводчиками, нанимателями (с 1881 г.), принятием изза границы русских подданных (после 1 января 1889 г.): малолетних, беглых, уголовных преступников, учетом паспортов, снабжением паспортами русских подданных для въезда в Россию (за исключением политических). С января 1901 г. в круг деятельности 2го делопроизводства входили вопросы об изменении уездных границ, о сборах пожертвований, об учреждении должностей пограничных комиссаров, об утверждении скаковых и беговых обществ, о паломничестве магометан. С 3 января 1914 г. в ведение этого делопроизводства вошли вопросы об объявлении местностей на «исключительном положении», о продлении срока действия усиленной и чрезвычайной охраны, об учреждении отдельных полицейских должностей на средства городов, о льготной перевозке безработных, о принятии в пределы империи умалишенных, больных, неимущих русских подданных, об организации полицейского надзора в приморских и коммерческих портах, о высылке иностранных подданных, о ввозе в империю аэропланов, автомобилей, о рассмотрении жалоб в связи с наложением административных взысканий губернаторами, градоначальниками, главноначальствующими за нарушение издаваемых ими обязательных постановлений. С 24 декабря 1915 г. 2е делопроизводство занималось вопросами применения рабочего законодательства»4. Третье, так называемое секретное, делопроизводство занималось вопросами политического сыска и руководило внутренней и заграничной агентурой Департамента полиции, охраной императора и его семьи, ведало наблюдением за революционной деятельностью в России, ее предупреждением и пресечением. Необходимая информация поступала в Департамент полиции по нескольким каналам: через перлюстрацию писем, внешнее филерское наблюдение и внутреннюю агентуру в лице осведомителей и секретных сотрудников. Если последние представляли из себя агентов, внедренных полицией в антиправительственные организации, то осведомители в них не состояли и потому не участвовали в противоправной деятельности. Как правило, осведомителей вербовали из числа дворников, лакеев, официантов и лиц других профессий, часто находящихся по роду своих занятий в местах большого скопления людей. Наиболее ценились именно секретные сотрудники, и инструкция 1907 г. по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях особо подчеркивала: «Следует всегда иметь в виду, что один, даже слабый секретный сотрудник, находящийся в обследуемой среде («партийный сотрудник»), несоизмеримо даст больше материала для обнаружения государственного преступления, чем общество, в котором официально может вращаться заведующий розыском. Поэтому секретного сотрудника, находящегося в революционной среде или другом обследуемом обществе, никто и ничто заменить не может». Убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. положило конец «диктатуре сердца» ЛорисМеликова, но не затронуло созданный им орган политического сыска, который вскоре даже расширился из образованных в 1883 г. двух новых делопроизводств (в дополнение к уже существовавшим). Четвертое делопроизводство стало наблюдать за ходом политических дознаний в губернских жандармских управлениях. Оно было создано в марте 1883 г. и просуществовало до сентября 1902 г., когда было организовано очередное 7е делопроизводство, куда перешли все его функции и документы. «Новое 4е делопроизводство было создано в январе 1907 года при очередной реорганизации Департамента полиции на базе второго отделения Особого отдела Департамента. На него были возложены обязанности наблюдения за рабочим и крестьянским движением, политическим направлением легальных обществ, земских союзов, городских и сословных учреждений, регистрация дел о прессе, монастырях»5. Пятое делопроизводство («исполнительное»). Было создано в 1883 г. на базе 2го делопроизводства судебного отдела Министерства внутренних дел. В его функции входило составление докладов для Особого совещания под председательством товарища министра внутренних дел по вопросам об административной высылке ряда лиц в связи с их политической неблагонадежностью под гласный надзор полиции. Ведало перепиской по приведению в исполнение решений Особого совещания, надзором за применением учреждениями, подведомственными Министерству внутренних дел, «Положения о негласном надзоре» 1882 г. (до 1 января 1889 г.), «Положения о государственной охране», «Положения о гласном полицейском надзоре», правил о высылке, содержании в тюрьмах, об изменении положения о поднадзорных. В июне 1912 г. 5е делопроизводство было объединено с 6м, и к нему перешли все его функции. После очередной реорганизации в Департаменте в январе 1914 года функции 5го делопроизводства были вновь уточнены. К этому времени, кроме подготовки материалов к докладу в Особом совещании, исполнения состоявшихся постановлений, составления докладов министру по пересмотру постановлений, в 5м делопроизводстве стала производиться переписка по ходатайствам лиц, отбывающих ссылку, о лицах, высылаемых по распоряжению местных властей согласно правилам об усиленной и чрезвычайной охране, о высылке из пределов Кавказского, Степного, Туркестанского края на основании особых законоположений, о высылке из столицы разных лиц за нищенство и отсутствие паспорта в порядке особых законоположений, переписка о высылке конокрадов, доклады и переписка об отпуске кредитов на содержание, одежду, лечение и передвижение лиц, отбывающих ссылку и надзор, о лицах, бежавших с мест выселения, переписка о лицах, которым высылка в отдаленные местности губернии заменена выездом за границу на тот же срок»6. В 1894 г. образуется Шестое делопроизводство, заведующее различными вопросами, относящимися к сфере деятельности Департамента полиции, к числу которых принадлежали изготовление, хранение и перевозка взрывчатых веществ (этим раньше занималось Второе делопроизводство), разработка и надзор за реализацией фабричнозаводского законодательства и т.п. «В июне 1900 г. к обязанностям этого делопроизводства относилась переписка с Министерством финансов по вопросам награждения чинов полиции за заслуги по делам казенной продажи «питей», принятия мер против хищения оружия и о разрешении провоза через границу оружия и взрывчатых веществ, против бродяжничества, подделки денежных знаков. В январе 1901 г. прибавились функции в связи с применением уставов о частной золотопромышленности и частном нефтяном промысле. С 1907 г. 6е делопроизводство стало заниматься составлением справок по запросам различных учреждений о политической благонадежности лиц, поступающих на государственную и земскую службу. В июне 1912 г. это делопроизводство объединяется с 5м, к которому и переходят все его функции. 30 октября 1912 г. 6е делопроизводство было восстановлено, но в виде центрального справочного аппарата ДП. В делопроизводстве находилась справочная часть всех делопроизводств и отделов ДП, Центральный справочный алфавит, справочный стол. В 6м делопроизводстве были сосредоточены сведения о политической благонадежности лиц, поступающих на государственную и земскую службу. 27 марта 1915 г. 6е делопроизводство было присоединено к Особому отделу, который стал называться 6м делопроизводством (5 сентября 1916 г. восстанавливается Особый отдел с его прежними обязанностями)»7. В 1902 году создается Седьмое (наблюдательное) делопроизводство, на которое возлагаются дела упраздненного Четвертого делопроизводства, т.е. наблюдение за производством жандармами дознаний по государственным преступлениям. «С мая 1905 г. на 7е делопроизводство возлагалось составление розыскных циркуляров, ведение переписки по тюремному ведомству (о числе заключенных, о беспорядках в тюрьмах, побегах и т.д.); с 3 января 1914 г. на делопроизводство были возложены обязанности по юрисконсультской части: разработка всех законопроектов, касающихся устройства, деятельности и штатов полиции, переписка по этим законопроектам, разработка законодательных предложений по вопросам, касающимся ведения ДП, заключений по этим предложениям, инструкций и правил, вырабатываемых другими учреждениями, но поступающих на заключение или для отзыва в ДП»8. В 1908 г. было учреждено Восьмое делопроизводство, заведующее органами уголовного сыска, школой инструкторов и фотографией Департамента полиции. «Осуществляло наблюдение за деятельностью сыскных отделений, составление инструкций и правил, касающихся уголовносыскной деятельности, издание розыскных циркуляров, сношения с иностранными полицейскими учреждениями, организацию работы школы инструкторов, заведование фотографией ДП. С 3 января 1915 г. занималось организацией сыскных отделений. После декабря 1915 г. из 4го делопроизводства в 8е были переданы все сообщения местных властей о происшествиях уголовного характера (разбои, грабежи)»9. Девятое делопроизводство было создано в апреле 1914 г. на базе упраздненного Особого отдела (о нем расскажем ниже) «со всеми обязанностями, ранее выполнявшимися Особым отделом». После начала Первой мировой войны «9е делопроизводство стало заниматься вопросами, касающимися борьбы с «немецким засилием», вопросами о военнопленных, перепиской о подданных неприятельских держав. При очередной реорганизации 27 марта 1915 г., когда Особый отдел стал называться 6м делопроизводством, 9е делопроизводство сохраняется как структура с функциями, связанными с военным временем»10. Важнейшим органом, ведавшим политическим сыском, в Департаменте полиции был Особый отдел. Первоначально он входил в состав Третьего делопроизводства, занимаясь разработкой секретных сведений и перлюстрацией писем. Как самостоятельная структура он выделяется из него через 17 лет после создания Департамента полиции, 1 января 1898 г. Это было обусловлено как бурным ростом рабочего движения (число стачек с 77 в 1894 г. возрастает до 258 в 1897 г.), так и значительным движением объема ведомственной документации. «В ближайшем будущем, – отмечал в 1898 г. директор Департамента полиции С. Э. Зволянский, – предвидится еще более быстрое возрастание дел, ввиду увеличивающегося рабочего движения и признанной необходимости упорядочения розыскного дела в более крупных центрах». Третье же делопроизводство даже «при самых напряженных усилиях не могло справиться с такой непосильной работой». Для хранения и систематизации поступающей в Департамент полиции информации в 1907 г. в его составе был образован специальный Регистрационный отдел, в котором на базе переданных ему из отдельных делопроизводств учетных карточек была сформирована общая картотека департамента. Сведения о социалдемократах заносились на синие карточки, об эсерах – на красные, анархистах – на зеленые, кадетах – на белые, студентах – на желтые. Всего в картотеке было собрано около 2,5 млн карточек. На основании этих данных в Департаменте полиции составлялись списки лиц, подлежащих всероссийскому политическому розыску. Как следует из материалов архивов полиции, все разыскиваемые по спискам делились на несколько групп: «1. Лица, подлежащие немедленному аресту и обыску, включались в список А 2. Социалистыреволюционеры, максималисты и анархисты выделялись в особый список А 1. 2. Разыскиваемые лица всех прочих категорий, по обнаружении которых следовало, не подвергая их ни обыску, ни аресту, ограничиться установлением наблюдения, надзора или сообщением об их обнаружении разыскивающему учреждению, включались в список Б 1. Лица, которым въезд в империю запрещался или же которые были высланы безвозвратно или на известных условиях за границу, а равно подлежащие особому наблюдению иностранцы, выделялись в список Б 2. 3. Сведения о неопознанных революционерах с приложением фотографий на предмет опознания и установления личности включались в список В. 4. Сведения о лицах, розыск которых подлежит прекращению, помещались в список Г...». Важнейшими звеньями системы политического сыска Российской империи являлись местные органы Департамента полиции – Охранные отделения (охранка), кратковременный расцвет которых приходится на период правления Николая II. Еще в 1866 г. после выстрела Каракозова при Петербургском градоначальстве был создан новый орган политического сыска – Отделение по охранению общественного порядка и спокойствия в столице. Однако вплоть до назначения М.Т. ЛорисМеликова на пост министра внутренних дел оно влачило жалкое существование. В 1880 г. новый министр приказывает создать Секретнорозыскное отделение при канцелярии московского оберполицмейстера. Петербургское охранное отделение состояло из 12 сотрудников, московское – из 6. В утвержденных для этих отделений инструкциях указывалось, что они учреждены «для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях с целью предупреждения и пресечения последних». Тогда же, в 1880 г., возникает третье охранное отделение – в Варшаве. Стремительное развитие новая организационная структура получает в начале прошлого века, что объясняется как ослаблением координации действий между Департаментом полиции и Отдельным корпусом жандармов, так и лавинообразным ростом числа подпольных революционных организаций, охвативших сетью своих кружков целые регионы. К концу 1902 г. министр внутренних дел В.К. Плеве создает розыскные отделения еще в восьми городах: Вильно, Екатеринославе, Казани, Киеве, Одессе, Саратове, Тифлисе и Харькове. В следующем году по ходатайству начальников этих органов они из розыскных переименовываются в охранные отделения. В 1906 г. начинается процесс создания районных охранных отделений, охватывавших несколько губерний (Московское – 12, Самарское – 11, Киевское – 5), и к концу года насчитывается уже 10 таких отделений. Создание промежуточных – между центром и губернскими городами – полицейских структур стимулировало и рост низовых охранных отделений. Каждое охранное отделение состояло из канцелярии и отделов: наружного (филерского) наблюдения и агентурного, ведавшего внутренним наблюдением за подпольными организациями. На роль носителя и распространителя «передового опыта» в масштабах России претендовало Московское охранное отделение во главе с ее начальником, жандармским полковником С.В. Зубатовым, занимавшим эту должность с 1896 по 1902 г., который даже организовал «летучий отряд филеров», сопровождавший московских революционеров по территории всей империи. Создание конкурирующей структуры вызвало недовольство руководства Отдельного корпуса жандармов, которое резко выступило против подобного новшества. В 1913 г. часть охранных отделений была ликвидирована, другая – переведена на положение розыскных пунктов. Со следующего года начался процесс упразднения районных охранных отделений, из которых к 1917 г. сохранились только три на окраинах империи – Туркестанское, Кавказское и ВосточноСибирское. Сумев разгромить в начале своей деятельности сравнительно немногочисленную «Народную волю», Департамент полиции спустя некоторое время столкнулся с гораздо более массовым рабочим и революционным движением, заставившим его перейти к новой тактике борьбы. Как впоследствии установил на основе секретных директив этого ведомства следователь Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства И. Молдавский, начиная с создания охранных отделений в 1903 г. политическая полиция делала главный упор на использование осведомителей и провокаторов. Окончательно закрепил переход от преимущественно наружного наблюдения к внедрению секретных агентов в подпольные организации министр внутренних дел и премьерминистр П.А. Столыпин в своих циркулярах от 10 февраля 1907 г. и 19 февраля 1911 г. Департамент полиции постепенно делает ставку не на полное подавление подполья, а на наводнение его своими секретными агентамипровокаторами, в идеале ставившими конспиративные организации под свой полный контроль. В своем завершенном виде эта идея была сформулирована начальником Петербургского охранного отделения полковником А.В. Герасимовым: «Моя задача заключалась в том, чтобы в известных случаях сберечь от арестов и сохранить те центры революционных партий, в которых имеются верные и надежные агенты. Эту новую тактику диктовал мне учет существующей обстановки. В период революционного движения было бы неосуществимой, утопической задачей переловить всех революционеров, ликвидировать все организации. Но каждый арест революционного центра в этих условиях означал собой срыв работы сидящего в нем секретного агента и явный ущерб для всей работы политической полиции. Поэтому не целесообразнее ли держать под тщательным и систематическим контролем существующий революционный центр, не выпускать его из виду, держать его под стеклянным колпаком – ограничиваясь преимущественно индивидуальными арестами. Вот в общих чертах та схема постановки политического розыска и организации центральной агентуры, которую я проводил и которая, при всей сложности и опасности ее, имела положительное значение в борьбе с возобновившимся единоличным террором». Хотя подобная тактика и могла незамедлительно принести значимые результаты, но в стратегическом плане борьбы с революционным движением она была неосуществимой полицейской утопией. Наиболее громкими успехами Департамента полиции на этом поприще явилось внедрение своих агентов Евно Азефа на пост руководителя «Боевой организации» эсеров и Романа Малиновского в ЦК РСДРП (в 1913 г. он возглавлял фракцию большевиков в IV Государственной думе), что, однако, не привело к установлению контроля над этими революционными партиями. Более того, провокация, нанося серьезный ущерб подпольным организациям, оказалась обоюдоострым оружием. Агентпровокатор Азеф организует убийство министра внутренних дел, шефа Отдельного корпуса жандармов Плеве и московского генералгубернатора великого князя Сергея Александровича, а другой провокатор, Д. Богров, убивает премьерминистра Столыпина. Результаты наиболее крупномасштабных провокаций, связанных с именами Азефа, Талона, Малиновского, показывают, что в конечном итоге они принесли правящему режиму больше вреда, чем пользы. Что касается общей численности секретных агентов, то в результате частичного уничтожения полицейских архивных документов точно определить ее не представляется возможным. Оценки численности тайной агентуры Департамента полиции и местных учреждений политического сыска различными исследователями колеблются от 10 до 40 тысяч человек. Однако все усилия Департамента полиции не смогли предотвратить Февральскую революцию 1917 г., начало которой стало для этого ведомства полной неожиданностью. В первые дни начавшейся революции министр внутренних дел А.Д. Протопопов докладывал о ней царю как о незначительных волнениях, вызванных нехваткой продовольствия в столице, которые мгновенно утихнут, как только подвоз продовольствия в Петроград возобновится после расчистки от снежных заносов железнодорожных путей. Отвечавшего за политический сыск товарища министра в эти же дни больше всего волновал вопрос, следует ли мостить улицы Ялты брусчаткой или залить асфальтом. Между тем начавшаяся 23 февраля революция развивалась по своим законам, и 27 февраля всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание, к которому примкнули солдаты петроградского гарнизона. Одним из первых учреждений царского режима подвергся нападению Департамент полиции, сотрудники которого, не оказав сопротивления, разбежались из дома № 16 на Фонтанке. Ворвавшаяся в здание толпа, в которой, как полагают, находились и опасавшиеся за свою судьбу провокаторы, разгромила и сожгла часть секретного архива. Аналогичная участь постигла и многие местные охранные отделения. Последний орган государственной безопасности Российской империи прекратил свое существование вместе с охраняемым им самодержавием.
06.08.1880-18.02.1883 - Департамент государственной полиции; 18.02.1883-10.03.1917 - Департаментполиции.
Исполнительный орган МВД, которому принадлежала высшая распорядительная власть по делам департамента.
Департамент подчинялся товарищу министра внутренних дел, заведующему государственной полицией (с 18.02.1883 - товарищу министра внутренних дел, ведающему полицией).
От товарища министра зависело решение всех вопросов, разрешавшихся властью министра (кроме дел по личному составу).1
Возглавлял департамент директор, назначаемый приказом министра внутренних дел по МВД. B качестве помощников директора по политическим и административно-полицейским вопросам назначались вице-директора, число которых периодически менялось (2 - 3).2
Департамент являлся высшим органом государственной полиции Российской империи, стоял во главе политического сыска.
Разрабатывал меры по охране общественного и государственного строя России, осуществлял руководство, координацию и контроль за деятельностью полицейских, жандармских, охранных и сыскных органов, проводивших меры по борьбе с общественным и революционным движениями в стране, охрану общественного порядка, разрабатывал различного рода законопроекты и информацию МВД; вел наблюдение за производством дознаний по политическим делам.
Функции департамента распределялись по делопроизводствам, которых было три в начальный период деятельности. За 35 лет его существования число делопроизводств выросло до 10. Кроме того, в состав департамента входили казначейская часть, архив, хозяйственная комиссия, хозяйственный комитет, библиотеки, экзекуторская часть.
1- е делопроизводство (01.12.1880 - 10.03.1917).
C момента создания рассмотривало дознания в порядке закона 19.05.1871 по обвинению в преступлениях, предусмотренных ст. 246 и 248 Уложения о наказаниях; ходатайства лиц, высланных из Царства Польского и Западного края, об облегчении их участи; занималось рассмотрением и разрешением просьб, возникавших при возвращении самовольно отлучившихся за границу польских выходцев и других лиц; ведало сбором сведений об иностранцах, прибывших в Россию, розыском и передачей за границу иностранцев, обвинявшихся в преступлениях или же по требованию их правительств; рассматривало ходатайства о выдаче ввиду исключительных обстоятельств или особых заслуг денежных вспомоществований разным лицам из сумм Государственного казначейства; составляло всеподданнейшие ведомости о всех выдающихся происшествиях и пожарах по всей России, на железных дорогах в особенности; вело переписку по увольнению и награждению чинов Департамента полиции; выдавало отдельные виды на жительство и разбирало семейные дела; принимало меры по охранению общественного порядка и прекращению стачек и забастовок на заводах вследствие «нерасчета» с рабочими или уменьшения платы и т. п.; вело переписку о высылке за неповиновение власти горцев с Кавказа, казаков из станиц, конокрадов, контрабандистов, беспаспортных, нищих и лиц, признанных порочными по судебным приговорам и по удостоверению полиции, а также о высылке католических и грекоуниатских священников.
После 03.09.1881 1-е делопроизводство стало называться «распорядительным».
B его обязанности входили: ведение дел личного состава Департамента полиции, переписка о представлении за особые заслуги к высочайшим наградам чинов посторонних ведомств, полиции и иностранцев, назначение полицейским служителям за «прослужение» установленных сроков медалей и пенсий, изменение сметы расходов по Департаменту государственной полиции; переписка о расходовании сумм, отпускаемых по смете в распоряжение департамента; заведование кредитами: а) по сыскной части, б) на фуражное довольствие лошадей и вооружение полицейских урядников, в) на содержание лиц, высланных под надзор полиции, и на выдачу им пособия на заготовление одежды и обуви, г) на вознаграждение за поимку беглых, д) на расходы по надзору за политическими ссыльными.
1- е делопроизводство рассматривало также ходатайства лиц, самовольно отлучившихся за границу, о дозволении им возвратиться в Россию; вело переписку о передаче в Россию иностранными правительствами русских подданных, задержанных за границей по разным причинам, об иностранцах, прибывших в Россию без установленных видов или с «невизированными паспортами», о розыске находившихся в России иностранных подданных по требованию их правительств, как обвиняемых в преступлениях, так и по другим причинам; решало дела по нарушению государственной границы, по содержанию ее в исправности и возобновлению; производило разбор семейных дел и выдачу отдельных видов на жительство, дел о бродягах; вело переписку по делам о подделке и распространении фальшивых денег, об объявлении лицам, находившимся за границей, требований правительства о возвращении их на родину и об учреждении над имуществом эмигрантов опек.
14.03.1883 прибавились дополнительные обязанности: переписка по сообщениям правительственных лиц и учреждений о неправомерных действиях чинов полиции, а также по жалобам на них частных лиц; рассмотрение отчетов губернаторов по ревизии полицейских учреждений и сенаторских определений по вопросам о привлечении полицейских чинов к ответственности; производство по вопросам о предании суду должностных лиц МВД, наблюдение за поступлением нотариальных сборов на содержание и улучшение полицейской и пожарной частей в селениях.4
При 1-м делопроизводстве состояла казначейская часть, выделенная
01.01.1901 в самостоятельный отдел.
22.01.1884 в 1-е делопроизводство из Департамента общих дел МВД переданы следующие дела.
1. O наградах по правилам, вне правил и за отличия неслужебных чинов полиции, кроме служащих в Восточной Сибири, Амурском крае и на Кавказе, а также о денежных наградах означенным чинам; по ходатайствам и о разрешении носить чинам полиции пожалованные им иностранные ордена, о назначении пенсий по правилам и вне правил, а также единовременных пособий на основании Устава о пенсиях чинам полиции и их семействам, кроме служащих в Восточной Сибири, Амурском крае и на Кавказе.
2. Назначение и увольнение полицейских чиновников, утверждение которых зависело от министерства; выдача путевых пособий лицам, назначавшимся на полицейские должности; получение сведений о переменах в составе полицейских чинов; сообщение заключений Правительствующему Сенату по постановлениям губернских правлений о действиях полицейских учреждений; производство в чины назначавшихся министерством полицейских чиновников; переименование военных офицеров, занимающих полицейские должности, в соответствующие гражданские чины; увольнение полицейских чинов в отпуск за границу; пожалование их орденами; помещение детей полицейских чинов в учебные заведения на казенный счет; назначение полицейским чинам пособий на воспитание детей; выдача полицейским чинам денежных наград по Царству Польскому, а также за отказ от производства в гражданские чины; назначение прибавочного жалованья полицейским чинам в привилегированных местностях.
29.06.1900 из 1-го делопроизводства выделены в 6-е следующие дела; о бродягах, о подделке денежных знаков; переписка с МФ о награждении чинов полиции за заслуги по делам о казенной продаже питей.
C 01.01.1901 1-е делопроизводство вело:
1) дела личного состава департамента;
2) служебные перемены по полицейским должностям 5-го и 6-го классов, замещаемых властью министра внутренних дел (назначение на должности, увольнение в отпуска и производство в чины);
3) определение на полицейские должности:
а) в порядке 143 и 144 ст. Устава о служебных правах 1896,
б) военных, согласно ст. 155 того же устава;
4) увольнение в заграничный отпуск всех чинов полиции;
5) ведение списков чинов полиции не ниже 8-го класса включительно;
6) награждение орденами, чинами (за отличие), званием личного и почетного гражданина, правами государственной службы, зачетом вольнонаемных занятий в действительную службу, подарками, медалями с надписью; «За усердие» и «За беспорочную службу в полиции».
После 03.01.1907 дела по кредитам и пенсиям переданы в 3-е делопроизводство. B 1-м делопроизводстве осталась; инспекторская часть по полиции, личный состав департамента и жандармского корпуса (кроме охранного отделения); переписка о благонадежности, награды.
03.01.1914 при распределении обязанностей в 1-м делопроизводстве были сосредоточены: дела о служебных переменах по полицейским должностям от 6-го класса и выше; дела об увольнении в заграничные отпуска всех чинов полиции; ведение списков полицейских чинов до 8-го класса и некоторых полицейских чинов (исправников, полицеймейстеров и др.) для возможной рекомендации на высшие должности по полиции; переписка по наградам полицейских чинов орденами и званиями; рассмотрение неблаговидных действий полиции; привлечение к следствию и суду полицейских чинов; рассмотрение проектов определений Правительствующего Сената по делам полиции; распорядительные действия по делам личного состава департамента; издание приказов по департаменту.
2- еделопроизводство (01.12.1880 - 10.03.1917 - «законодательное»).
Ведало вопросами устройства и личного состава полиции во всех местностях империи; составлением и распространением инструкций и правил для чинов полиции; наблюдало за точным исполнением законов и уставов, высочайших повелений, указов Правительствующего Сената, а также всех вопросов, касавшихся соблюдения порядка в полицейских управлениях; ведало охраной и возобновлением государственных границ и рубежных знаков; предупреждением и пресечением преступлений против веры: проповедь религиозных лжеучений, деятельность сект, скитов, ворожба; предупреждением и пресечением преступлений против личной и имущественной безопасности; пресечением явного соблазна и разврата в поведении; утверждением уставов общественных собраний и клубов; разрешением балов, маскарадов, танцевальных вечеров; наблюдением за питейными и трактирными заведениями; пресечением приготовления, хранения, перевозки пороха и взрывчатых веществ и торговли ими; осуществляло наблюдение за исполнением узаконений и правил о паспортах.
После 03.09.1881 были уточнены обязанности 2-го делопроизводства. Заведование личным составом полицейских учреждений перешло в 1 -e делопроизводство (кроме вопросов организации полицейских учреждений, пересмотра штатов, составления инструкций). Прибавились вопросы, связанные с урегулированием отношений между рабочими и фабрикантами, заводчиками, нанимателями; переписка о статьях, появляющихся в печати по предметам, относящимся к Департаменту полиции (из 5-го делопроизводства).
После 14.03.1883 во 2-м делопроизводстве находились дела законодательного характера: производство по вопросам об устройстве полицейских учреждений; составление проектов положений, определяющих деятельность учреждений, а также инструкций и правил для руководства чинов полиции по предметам их служебной деятельности; предварительная разработка предположений МВД об общих мерах сохранения порядка и предупреждения преступлений, особенно по вопросам: фабричному, питейному, еврейскому, паспортному; переписка об иностранцах, прибывших в Россию, монахах иностранных монастырей, приезжавших в Россию для сбора пожертвований; переписка об утверждении уставов разных обществ.
01.01.1889 во 2-е делопроизводство из 3-го были переданы вопросы, касавшиеся принятия из-за границы русских подданных: малолетних, беглых, уголовных преступников (за исключением политических); об утрате заграничных паспортов; о снабжении паспортами для въезда в империю русских подданных (за исключением политических); о продлении срока пребывания за границей русских подданных, проживавших там свыше 5 лет.
B 1894 из 1-го делопроизводства были выделены во вновь созданное 6-е делопроизводство материалы переписки по вопросам: еврейскому, фабричному, питейному, о выделке взрывчатых веществ.
29.06.1890 из 2-го делопроизводства в 6-е делопроизводство дополнительно переданы дела о расквартировании войск «в видах усиления» полиции, о принятии мер против хищения оружия казенного образца, о разрешении провоза через границу оружия и взрывчатых веществ; дела по надзору за правильным устройством складов взрывчатых веществ и легковоспламеняющихся предметов, о разрешении иностранным подданным ввоза охотничьего оружия и т. д.; о найме домашней прислуги.
Одновременно в 3-е делопроизводство были переданы дела: о принятии в русское подданство и исключении из русского подданства, о разрешении публичных лекций и чтений.
K 01.01.1901 во 2-м делопроизводстве были сосредоточены дела об устройстве полицейских учреждений, составление проектов предложений об их деятельности; разработка мер по охране порядка; переписка о паспортах, в том числе заграничных; изменение уездных границ; дела об учреждении должностей пограничных комиссаров и издание для них положений; о сборах пожертвований; об утверждении скаковых и беговых обществ; о полом- ничестве магометан, о переселении российских мусульман в Турцию.
03.01.1914 при перераспределении обязанностей ко 2-му делопроизводству прибавилась переписка об определении местностей, объявленных в исключительном положении; о продлении срока действия усиленной и чрезвычайной охраны; об учреждении отдельных полицейских должностей на средства городов; о бесплатной и льготной перевозке по железным дорогам безработных; о принятии в пределы империи умалишенных, больных неимущих русских подданных; об организации полицейского надзора в приморских и коммерческих портах; о высылке иностранных подданных; переписка по ввозу в империю аэропланов, автомобилей и их частей; об экскурсиях, монастырях, обителях; рассмотрение жалоб на наложение административных взысканий губернаторами, градоначальниками и Главнокомандующим за нарушение издаваемых ими обязательных постановлений.
24.12.1915 из 4-го делопроизводства передана переписка по запросам об учреждении обществ, союзов, о разрешении различных съездов, по вопросам, возникавшим по применению рабочего законодательства.
12.01.1916 из 2-го делопроизводства выделена была вся переписка по вопросам, связанным с военными обстоятельствами и по борьбе с «немецким засилием», было принято решение передать дела во вновь создававшееся 9-е делопроизводство, которое должно было носить название «Особое делопроизводство по военным делам и борьбе с немецким засилием». (Что касается самих материалов, то они остались в описях 2-го делопроизводства).
3- е делопроизводство (1880-1917).
C момента организации и до 1898 носило название «секретное». B 3-м делопроизводстве были сосредоточены сведения, доставлявшиеся губернскими гражданскими и жандармскими начальниками обо всех возникавших в губерниях происшествиях, слухах, случаях, имевших политический характер; переписка о подделке и распространении фальшивых денежных знаков.
B период между 12.1881 и 02.1883 в нем стали откладываться материалы, относившиеся и к особой переписке директора департамента о политических преступлениях, о политической и нравственной благонадежности лиц, желающих открыть школы, мастерские, поступить на государственную службу, издавать журналы, газеты, читать публичные лекции; переписка по доносам и заявлениям; распоряжения о розыске лиц.
После 14.03.1883 были сосредоточены дела, касавшиеся исключительно вопросов высшей полиции; дела внутренней и заграничной агентуры; наблюдение за следственными мероприятиями в отношении политических организаций, массового движения, охрана царя и высокопоставленных лиц, расходование специальных средств, отпущенных на политический розыск.
01.01.1889 в него передана из 5-го делопроизводства переписка о негласном политическом надзоре, а во 2-е делопроизводство отданы дела о политических эмигрантах; о продлении срока пребывания за границей русских подданных, проживавших за границей свыше 5 лет; о снабжении паспортами для въезда в империю русских подданных, в том числе вовсе не имевших паспорта, за исключением политических эмигрантов (дела о которых остались в 3-м делопроизводстве) и т. д.
09.01.1898 из 3-го делопроизводства была выделена сдающая структура - Особый отдел, после чего оно потеряло свой специфический - секретный характер.
29.06.1900 в 3-е делопроизводство переданы из 2-го дела об увольнении из русского подданства и о принятии в оное; о разрешении публичных лекций и чтений.
K 01.01.1901 предметами ведения 3-го делопроизводства были: негласный надзор полиции; подчинение надзору, прекращение его; регистрация и ведение общих по империи списков лиц поднадзорных; разъяснение вопросов, касавшихся надзора; воспрещение и разрешение жительства поднадзорных и циркуляры о розыске лиц скрывшихся; циркуляры о выбьггии и прибытии из-за границы; денежная часть (отпуск денег на агентурно-розыскные и прочие секретные надобности в империи и за границей), ежегодные сметы, доклады, справки по денежным вопросам и переписка по ним; справочная часть (запросы о благонадежности лиц, поступавших на государственную и общественную службу, желавших издавать газеты и т.д.); наведение справок по департаменту и по империи и сообщение ответных отзывов; общая переписка - заключение по существу уставов; доклады о наложении ограничений в выборе места жительства и о снятии таковых с лиц неподнадзорных; циркуляры о розыске по делам не политическим, а также решение вопросов о продаже периодических изданий на станциях железных дорог; рассмотрение годовых обзоров, а также переписка по доставляемым разного рода сведениям о происшествиях и выдающихся случаях в губерниях; затребование сведений вследствие запросов других ведомств; переписка по «высочайшим путешествиям»; переписка по поводу изменения штатов и дислокаций чинов жандармских управлений, о военных разведчиках, о пребывавших в Россию иностранных офицерах и дезертирах, а также о находившихся в империи болгарских эмигрантах, о подделке кредитных билетов, розыске документов лиц, привлекавшихся к дознаниям; переводы с английского и немецкого языков.
После 03.01.1907 в 3-м делопроизводстве были сосредоточены: все кредиты, пенсионная часть. Выделены из него: в 1-е делопроизводство - переписка о благонадежности; в Особый отдел - дела об оружии; в 4-е делопроизводство - дела прессы и дела о монастырях.
Согласно новому распределению занятий между делопроизводствами, после 03.01.1914 в ведении 3-го делопроизводства находились:
Общая денежная и кредитная часть по департаменту: кредиты и расходы, не подлежавшие оглашению (§ 4 ст. 1 сметы МВД), т.е. секретная сумма, и переписка об отпуске и подкреплении ее, составление справок, докладов, отчетов по секретной сумме, производство выдач чинам Отдельного корпуса жандармов (добавочного, резервного содержания, пособий, суточных денег) и разным лицам; кредиты на содержание личного состава, а также на канцелярские и хозяйственные расходы Департамента полиции, переписка по удовлетворению содержанием чинов департамента, взыскание «переборов», удержание сборов за повышение в должностях и пожалование орденами; переписка по содержанию чинов нештатного состава Департамента полиции, а также о выделении средств на дополнительные канцелярские и хозяйственные расходы департамента за счет секретной суммы, составление справок и докладов по выдаче пособий чинам департамента по разным случаям, а также перед праздниками Рождества Христова, Святой Пасхи и летом, назначение праздничных пособий чинам Отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, переписка по разным взысканиям с чинов Департамента полиции (по исполнительным листам, взыскание недоимок и т. п.); переписка по кредитам на выдачу пособий чинам полиции и Отдельного корпуса жандармов и в некоторой части - прогонному; переписка по расходованию сумм нотариального сбора на полицейскую и пожарную части в городах и местностях; переписка по расходованию кредитов на полицейскую стражу: часть агентурно-розыскных расходов; ассигнование денег и проверка отчетов по расходам: на содержание охранной команды - дворцового коменданта, С.-Петербургского градоначальства; Финляндского жандармского управления, на содержание охранкых отделений и розыскных пунктов, на агентурные и прочие секретные надобности 79 губернских и областных жандармских управлений, на агентурные надобности 27 жандармских полицейских управлений железных дорог, на иногородние командировки наблюдательных агентов, на все потребности, имеющие агентурно-розыскной или секретный характер, как например содержание заграничной агентуры, секретные расходы на «известное г. министру внутренних дел назначение», секретные расходы по цензуре, 9-му и 8-му делопронзводствам; на исполнение приговоров военных судов, на пособия чинам Отдельного корпуса жандармов и наблюдательным агентам, служащим в розыскных учреждениях и пр., на охрану «высочайшего двора» при поездках внутри империи и за границу.
Пенсионная часть: ходатайства губернаторов о выдаче чинам полиции пособий на воспитание детей, на лечение, на возмещение убытков от пожаров, на покрытие расходов по оборудованию адресных столов, по лечению и погребению надзирателей за политическими ссыльными; ходатайства о назначении чинам стражи пособий и пенсий через делопроизводство по делам стражи; на покрытие расходов rio заграничным командировкам чинов полиции для доставки преступников.
4- е делопроизводство ([... ]09.1902 - 03.01.1907 -10.03.1917).
14.03.1883 4-е делопроизводство было образовано из 1-го делопроизводства, Судебного отдела и носило название «судебного».
Оно ведало: производством дел по Особому совещанию, учрежденному согласно 34 ст. Положения о государственной охране при министре внутренних дел; надзором над производством дознаний по делам о государственных преступлениях и исследований по делам о политической неблагонадежности, а равно и дальнейшей перепиской по направлению этих дел в пределах подведомственности их МВД.
B 1902 4-е делопроизводство, его материалы и функции были переданы новому, на его основе созданному 7-му делопроизводству.
03.01.1907 вновь создается 4-е делопроизводство на базе второго отделения Особого отдела, которое переименовывается в 4-е делопроизводство, на него были возложены обязанности наблюдения за рабочим, крестьянским, движениями политическими направлениями легальных обществ, союзов земских, городских и сословных учреждений, регистрация дел о прессе, а также о монастырях.
30.10.1912 из 4-го делопроизводства переданы в 6-е: а) справочный стол (проверка политической благонадежности лиц, находившихся в «районе высочайшего пребывания», сообщение сведений по запросам центральных и других учреждений о допущении разных лиц на государственную либо общественную службу, рассмотрение прошений, подаваемых как в МВД, так и на высочайшее имя, дела об устранении препятствий к поступлению в высшие учебные заведения или на службу и разрешение несогласий по означенным предметам между губернаторами и другими начальствующими лицами);
б) воинский стол (переписка по проверке политической благонадежности нижних чинов Собственного e. и. в. сводного пехотного полка, воинских частей и учреждений, расположенных в императорских резиденциях, 1-го железнодорожного полка, новобранцев, назначавшихся в войска гвардии, а также состава команд императорских яхт и судов охраны); в) центральный справочный алфавит.5
После 03.01.1914 предметами ведения 4-го делопроизводства были: регистрация сведений и наблюдение за всеми видами общественных движений: массовыми беспорядками на почве аграрного и рабочего движения, в учебных заведениях, крестьянскими беспорядками, не имеющими аграрного характера, митингами, демонстрациями и т.п.; разрешение общих и частных вопросов, связанных с дислокацией войск и командированием воинских частей для содействия гражданским властям (для несения караульной службы и для предупреждения беспорядков); наблюдение за поліЛическим направлением легальных союзов, обществ и партий; переписка по уставам различных обществ, по разрешению съездов, по рассмотрению сведений уставов товариществ, ссудно-сберегательных касс и т. п.; наблюдение за политическим направлением земских, городских и сословных установлений и сообщение получаемых сведений в подлежащие правительственные учреждения; переписка по религиозным и национальным вопросам (поляки, баптисты, младотурецкое и панисламистское движение); профессиональные союзы и рабочий вопрос: а) рассмотрение жалоб на постановления присутствий по горнозаводским делам при горных управлениях, проектов решений Главного по фабричным и горнозаводским делам присутствия, как no принципиальным вопросам, так и по жалобам на постановления местных присутствий по фабричным и горнозаводским делам, а также по другим предметам, относящимся к компетенции Главного присутствия; б) рассмотрение законопроектов по рабочему вопросу; в) разъяснение недоразумений, возникающих при применении Устава промышленного u горного; наблюдение за настроением войсковых частей и сношение по этому поводу с Военным министерством; наблюдение за настроением в учебных заведениях, за направлением периодической прессы и газетными известиями о событиях общественной и политической жизни; выяснение политического направления должностных лиц, проявляющих несоответствие государственной или общественной службе, и сношение о них с подлежащими ведомствами на предмет удаления от службы; рассмотрение ходатайств и жалоб правых монархических организаций; регистрация случаев террористических выступлений и вооруженных грабежей и составление ежемесячных статистических по сему предмету сведений; принятие мер по предотвращению уличных беспорядков и демонстраций; составление для министра внутренних дел ежемесячных отчетов о настроениях населения в империи; составление всеподданнейших записок о важнейших происшествиях и общественных движениях.
После 24.12.1915 в 4-м делопроизводстве произошли следующие изменения: переписка и запросы об учреждении обществ и союзов и утверждении их уставов, а равно разрешение различных съездов, а также вопросы, возникавшие по применению рабочего законодательства, были переданы во 2-е делопроизводство; все сообщения местных властей о происшествиях общеуголовного характера (разбои, грабежи н т. п.) и ежемесячные ведомости по тому же вопросу переданы в 8-е делопроизводство (борьба с преступностью).
5- е делопроизводство (исполнительное).
Было создано 14.03.1883 на базе 2-го делопроизводства Судебного отдела. Первоначальная и самая главная работа его состояла в рассмотрении дел и сведений о всех лицах, подвергнутых гласному надзору полиции в административном порядке, и установлении сроков означенного надзора; в переписке как по приведению в исполнение состоявшихся решений по делам о государственных преступлениях и по производствам о политической неблагонадежности, так равно и по наблюдению за порядком исполнения этих решений; в надзоре за применением учреждениями, подведомственными МВД, Положения о государственной охране, высочайше утвержденного 12.03.1882, Положения о гласном полицейском надзоре; в переписке о лицах, состоявших под полицейским надзором; наблюдении за применением Положения о негласном надзоре и переписке о лицах, состоявших под этим надзором; в переписке о лицах, прикосновенных к польскому мятежу; в сведении производства по высылке горцев с Кавказа и по делам о поднадзорных, отданных под надзор, указанный в уголовных законах.
01.01.1889 из него была изъята и передана в 3-е делопроизводство переписка о негласном полицейском надзоре.
06.1912 5-е и 6-е делопроизводства слились и в 5-е делопроизводство переданы все предметы ведения 6-го делопроизводства.
После 03.01.1914 в ведении 5-го делопроизводства находились подготовка к докладу в Особом совещании дел по ходатайствам о высылке неблагонадежных лиц под гласный надзор полиции и о воспрещении им жительства в разных местностях; дела по пересмотру состоявшихся постановлений Особого совещания о высылке под надзор полиции; исполнение состоявшихся постановлений Особого совещания, образованного согласно 34 ст. Положения о государственной охране, о высылке под гласный надзор полиции и о воспрещении жительства в разных местностях; составление докладов министру и товарищу министра по пересмотру постановлений Особого совещания вследствие ходатайств как самих поднадзорных, так и их родственников и разных должностных лиц, а также исполнения по этим докладам; составление справок по различного рода ходатайствам отбывающих ссылку, надзор полиции и другие наказания и вся исполнительная переписка по этим ходатайствам; переписка о лицах, удаляемых из разных местностей по распоряжению местных властей в порядке правил об усиленной и чрезвычайной охране; переписка с местными властями о лицах, высылаемых на основании п. 16 и 17 ст. 19 Правил о местностях, объявляемых состоящими на военном положении, а также переписка по вопросам, вообще касающимся применения этой статьи Положения; переписка о разных лицах, высылаемых из пределов Кавказского, Степного и Туркестанского края в порядке особых законоположений; высылка из столицы разных лиц за нищенство и беспаспортность в порядке особых законоположений; переписка о высылке конокрадов из разных местностей в порядке особого закона; переписка о выдворении из России иностранных дезертиров и о дезертирах, подчиняемых надзору полиции; переписка о лицах, отбывающих в разных местностях империи надзор по суду за общеуголовные преступления; доклады и переписка об отпуске кредитов на содержание, одежду, лечение и передвижение лиц, отбывающих ссылку и надзор полиции в разных местностях империи, и вся вообще переписка, касающаяся вопросов о содержании поднадзорных; переписка об отпуске кредитов на наем особых надзирателей за политическими ссыльными в местах водворения, учет этого кредита и регистрация надзирателей; переписка об осуществлении полицейского надзора за высылаемыми лицами и по наблюдению за правильным применением Положения о таковом надзоре; регистрация лиц, сосланных по судебным приговорам за государственные преступления в каторжные работы и на поселение (дела и ведение особого алфавита), и переписка об этих лицах; регистрация лиц, отбывающих гласный надзор полиции в разных местностях империи (ведение книг по каждой губернии для записывания этих лиц и особого алфавита); переписка о лицах, бежавших из мест выдворения, и составление справок об этих лицах для включения в циркуляры о розыске, издаваемые Департаментом полиции; переписка о лицах, получивших разрешение на выезд за границу, и составление справок об этих лицах для включения в розыскные циркуляры; составление и применение «всемилостивейших манифестов», в части, касающейся лиц, отбывающих в административном порядке взыскания по неполитическим основаниям; составление ведомости о числе лиц, содержавшихся под стражей по делам политического характера, к первому числу каждого месяца.
После 09.08.1916 в 5-е делопроизводство передано из 6-го все производство по делам о государственных преступлениях, как в охранном, так и в формальном порядке, наблюдение за ходом и направлением политического следствия, все переписки по вопросам об изъятии уголовных дел из общего порядка подсудности и по вопросам, возникающим при конформации и приведении в исполнение приговоров военных судов, и по различным случаям из тюремной жизни политических подследственных арестантов и жалобам и прошениям их вообще по всей следственной политической части.
6- е делопроизводство (1894 - 1917).
B 1894 из 2-го делопроизводства были выделены дела в новое 6-е делопроизводство: переписка по еврейскому вопросу; по фабричным делам; по питейным делам; по выделке взрывчатых веществ и легковоспламеняющихся предметов, их хранению и перевозке.
29.06.1900 в 6-е делопроизводство переданы из 1-го дела о бродягах, о подделке денежных знаков и переписка с МФ о награждении чинов полиции за заслуги по делам с казенной продажей питей. Из 2-го делопроизводства переданы дела: о расквартировании, в видах политического надзора в разных местностях, войск; о принятии мер против хищения оружия казенного образца; о наложении в особо исключительных случаях опеки на имения частных лиц; о разрешении провоза через границу оружия и взрывчатых веществ; о разрешении устройства складов взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, по надзору за правильностью устройства означенных складов и выпуска из них магериалов; по сношениям с Военным министерством и Главным артиллерийским управлением о приобретении казенными учреждениями, сельскими обществами и частными лицами оружия из казенных складов (кроме случаев, когда оружие предназначается для чинов полиции); о разрешении иностранным подданным ввоза в империю охотничьих ружей; по сношениям с таможенным ведомством о пропуске в империю различных предметов; по устройству общин и монастырей; о найме домашней прислуги.
01.1901 предметами ведения 6-го делопроизводства были: рассмотрение жалоб на постановления губернских по фабричным делам присутствий; разъ- ясненне вопросов, возникающих при применении законов 03.06.1886 о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и 02.07.1897 о распределении рабочего времени в названных заведениях, и вообще вопросов, возникающих при применении Устава о промышленности; рассмотрение жалоб на постановления губернских по питейным делам присутствий; разъяснение недоразумений при применении Положения о казенной продаже питей и Положения о трактирном промысле; рассмотрение ходатайств сб открытии питейных заведений ближе узаконенного расстояния от перечисленных в питейном Уставе мест и учреждений, а также о производстве питейной продажи вне определенного в законе времени; назначение членов учреждаемых городским комитетом попечительств о народной трезвости, и вопросы, возникающие при применении Устава об акцизных сборах; переписка по вопросам, возникающим при применении уставов о частной золотопромышленности и частном нефтяном промысле, и рассмотрение жалоб на постановления Присутствия по горнозаводским делам при Горном департаменте; переписка о бродягах и т. д.
06.1912 6-е делопроизводство слилось с 5-м и все предметы его рассмотрения были переданы в 5-е делопроизводство.
30.10.1912 6-е делопроизводство было вновь сформировано в виде центрального справочного органа Департамента полиции, в котором были сосредоточены сведения о политически неблагонадежных лицах в целях ограждения правительственных и общественных учреждений, учебных заведений, атакже воинских частей от проникновения в них неблагонадежного персонала. Производились переписки с другими центральными учреждениями, а также местными властями по вышеозначенному предмету и преподавались указания подведомственным МВД местным учреждениям и должностным лицам. B делопроизводстве находилась справочная часть для всех делопроизводств и отделов Департамента полиции, в связи с чем в 6-е делопроизводство были переданы из 4-го справочный стол, воинский стол, центральный справочный алфавит.
Справочный стол занимался: проверкой политической благонадежности лиц, находящихся в районе высочайшего пребывания и представляющихся императорскому семейству для принесения поздравлений по поводу различных торжеств; сообщением сведений по запросам должностных лиц, центральных и других учреждений о степени политической благонадежности отдельных лиц, желающих поступить на государственную, общественную и железнодорожную службу, быть допущенными к педагогической деятельности; рассмотрением прошений, подаваемых, как на высочайшее имя, так и на имя министра внутренних дел, его товарища и в департамент, об устранении препятствий к допущению в высшие учебные заведения или на государственную или общественную службу; разбором претензий и жалоб частных лиц, не допущенных жандармской железнодорожной полицией на железнодорожную службу; сообщением в Канцелярию e. и. в. по принятию прошений сведений о положении в обществе, занятиях, поведении, образе жизни и политической благонадежности частных лиц, обратившихся с всеподданнейшими ходатайствами по семейным или иным делам, и заключений по данным ходатайствам; разрешением пререканий между губернаторами и другими начальствующими лицами по вопросу о возможности допущения тех или других лиц на службу; разрешением принципиальных вопросов о пределах и способах применения губернаторами статей закона, изложенных в Общем губернском учреждении о допущении частных лиц на службу (ст. 286), и сношением по этому предмету с другими министерствами; рассмотрением основательности недопущения губернаторами частных лиц на общественную службу, о чем на основании 286 ст. Общего губернского учреждения начальники губерний сообщали министру внутренних дел.
Воинский стол занимался перепиской по проверке политической благонадежности нижних чинов, предназначенных к укомплектованию Собственного e. в. и. сводного пехотного полка, а равно и их родственников, воинских частей и учреждений, расположенных в императорских резиденциях, 1-го железнодорожного полка, новобранцев, назначаемых в войска гвардии, а также состава команд императорских яхт, гвардейского экипажа и судов охраны Балтийского и Черного морей.
B Центральном справочном алфавите были сконцентрированы карточки с обозначением в них номеров дел и входящих бумаг и наименованием лиц, о которых имелась переписка в департаменте, и по требованию делопроизводства Алфавит сообщал данные номера в случае необходимости собирания сведений по делам департамента о каком-либо лице.
После 03.01.1914 6-е делопроизводство ведало: перепиской по справкам о политической благонадежности населения в местах пребывания цмперато- pa, должностных лиц и нижних чинов воинских частей, предназначенных к укомплектованию Сводного е.и.в. полка, состава императорских яхт и судов, несущих охрану, а также новобранцев, предназначенных к укомплектованию войск гвардии и воинских частей, расположенных в резиденциях императора; наведением справок о благонадежности лиц, поступающих на государственную службу вообще и в придворное ведомство в частности; проверкой политической благонадежности лиц в местах временного пребывания императора; составлением отзывов о политической благонадежности отдельных лиц по запросам губернаторов и учреждений других ведомств и рассмотрением жалоб частных лиц на действия губернских властей и частных ходатайств по вопросам о выдаче свидетельств о благонадежности; ведением Центрального справочного алфавита.
27.03.1915 6-е делопроизводство (называвшееся справочным отделением) присоединено к Особому отделу, который раньше назывался 9-м делопроизводством, а теперь - 6-м.
7- е делопроизводство ([...]09.1902 - 10.03.1917).
Образовано 06.09.1902 на базе 4-го делопроизводства с унаследованием функций и архива 4-го делопроизводства. Ha него было возложено наблюдение за производящимися при жандармских управлениях формальными дознаниями по государственным преступлениям, предусмотренным 246 - 248 статьями Уложения о наказаниях, с начала возникновения дознания до момента поступления его из МЮ на рассмотрение Департамента полиции; оно также ведало составлением для следственных органов справок о революционной деятельности лиц, привлеченных к следствию по делам о государственных преступлениях, рассмотрением всякого рода ходатайств со стороны обвиняемых или лиц, производящих следствие, о продлении срока ареста или изменении меры пресечения.
C 05.1905 на 7-е делопроизводство возложена обязанность составления розыскных циркуляров, ведение переписки по тюремному ведомству.
После 03.01.1914 7-е делопроизводство ведало юрисконсультской частью: разработка всех законопроектов, касающихся устройства, деятельности и штатов полиции, и переписка по этим законопроектам; все вообще дела по разработке законодательных предложений по вопросам, касающимся ведения Департамента полиции; разработка заключений по законодательным предложениям, инструкциям и правилам, вырабатываемым другими учреждениями, но поступающим на заключение или для отзыва в Департамент полиции; пересмотр всех изданных по департаменту полиции циркуляров, издание взамен их общей сводной циркулярной инструкции и ежегодный пересмотр ее C целью дополнения или переиздания согласно издававшимся в течение года руководящим указаниям департамента; разрешение чисто юридических вопросов, возникавших по делам Департамента полиции.
8- е делопроизводство (12.03.1908 -10.03.1917).
Образовано как уголовно-сыскное, ведало наблюдением за деятельностью сыскных отделений, составлением инструкций и правил, касающихся уголовно-сыскной деятельности, изданием розыскных циркуляров, сношениями с иностранными полицейскими учреждениями, заведованием школой инструкторов и фотографией Департамента полиции.
После 03.01.1914, согласно циркуляру, ведало организацией сыскных отделений, наблюдением за их деятельностью и объединением таковой в целях успешности розыска; составлением инструкций, правил и т. п. по сыскной части; сношением с заграничными полициями по поводу общеуголовных преступников и преступлений; перепиской о торговле живым товаром; заведованием школой инструкторов и фотографией департамента; исполнением отдельных поручений директора департамента по сыскной части; изданием розыскных циркуляров.
После 24.12.1915 в 8-е делопроизводство из 4-го переданы все сообщения местных властей о происшествиях общеуголовного характера (разбои, грабежи и т. п.) и ежемесячные ведомости губернаторов по этому же вопросу. B нем сосредоточиваются дела по борьбе с преступностью.
Директора Департамента полиции:
1880.17.8- 1881.12.04 - Велио И. О.
1881.15.4- 1884.20.07 - Плеве B.K.
1884.21.7- 1893.03.02 - Дурново П.Н.
1893.10.2- 1895.22.07 - Петров Н.И.
1895.22.7- 1896.17.04 - Сабуров H.H.
1896.17.4 - 1896.22.05 - Зволянский С.Э.
1896.23.5 - 1897.14.08 - Добржинский А.Ф.
1897.14.08 - 1902.09.05 - Зволянский С.Э.
1902.09.5 - 1905.04.03 - Лопухин A.A.
1905.06.3- 1905.29.06 - КоваленскийС.Г.
1905.29.6- 1905.09.11 - Гарин Н.П.
1905.09.11- 1906.13.06 - Вуич Э.И.
1906.13.6- 1909.29.03 - ТрусевичМ.И.
1909.29.3- 1912.21.02 - Зуев H. П.
1912.21.2- 1914.28.01 - БелецкийС.П.
1914.03.2 - 1915.04.09 - Брюн де Сент-Ипполит В. А.
1915.06.9- 1915.23.11 - Моллов Г.Г.
1915.23.11- 1916.14.02 - Кафафов К.Д.
1916.14.2 - 1916.15.09 - КлимовичЕ.К.
1916.28.9- 1917.28.02 - Васильев A.T.
2 ПСЗ. Т. 55. № 61279, 06.08.1880; ЗПСЗ. T.3. № 1392, 18.02.1883;
Т. 16. № 12984; Т. 20. № 18440, 20.04.1890.
ГАРФ, ф. 102 (1569 д.).
1 Инструкция товарищу министра внутренних дел, заведующему полицией от 16.07.1882.
2 При Д. п. по распоряжению министра внутренних дел постоянно были прикомандированы чиновники особых поручений при министре 4, 5, 6-го классов, на двух чиновников 4-го класса возлагалось исполнение обязанностей вице-директоров.
ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ (до 1883 Департамент государственной полиции), в Российской империи центральный орган управления политической (1880-1917) и уголовной (1908-17) полицией; структурная часть МВД. Образован указом императора Александра II от 6(18).8.1880. Принял дела упразднённого Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Департамента полиции исполнительной МВД, в 1883 - и Судебного отдела МВД. Возглавлялся директором, который подчинялся товарищу министра внутренних дел, заведовавшему полицией. Разрабатывал меры по охране государственного строя и общественного порядка, а также инструкции и законопроекты, касавшиеся организации политической полиции, а с 1908 - и уголовной полиции, наблюдал за дознаниями по политическим делам, составлял доклады для Особого совещания по вопросам административной высылки политически неблагонадёжных лиц, контролировал выдачу паспортов российским подданным и видов на жительство в Российской империи иностранцам, утверждал уставы общественных и политических организаций, разрешал или запрещал проведение публичных лекций, выставок и других общественных мероприятий. Наиболее важной частью департамента полиции в разное время являлись: секретное, или 3-е, делопроизводство (1880-98), особый отдел (1898-1914 и 1916-17), 9-е и 6-е делопроизводства (1914-16). Они руководили агентурой внутри страны и за границей, осуществляли следственную разработку перлюстрированных частных писем и, в случае необходимости, дешифровывали их содержание, следили за политическими настроениями учащихся и рабочих, регистрировали произведения нелегальной печати (из них формировалась специальная библиотека нелегальных изданий для служащих департамента полиции), с 1889 года осуществляли негласный надзор над лицами, занимавшимися противоправительственной деятельностью, следили за политическими объединениями, организовывали охрану императора и высших государственных чиновников. В департаменте полиции находились картотеки, содержавшие данные о лицах, которые проходили по документам департамента (к 1917 - на 2 миллиона человек).
Местными учреждениями департамента полиции являлись губернские жандармские управления, охранные отделения в крупных городах, районные охранные отделения (объединяли деятельность губернских жандармских управлений нескольких губерний), жандармские полицейские управления железных дорог и временные розыскные пункты в небольших городах. Вместе с тем офицеры этих учреждений по строевой и хозяйственной части подчинялись командиру Отдельного корпуса жандармов (как правило, им являлся товарищ министр внутренних дел, руководивший полицией).
Департамент полиции упразднён постановлением Временного правительства от 10(23).3.1917, уголовная полиция стала подчиняться Временному управлению по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан (июнь - октябрь 1917 - Главное управление по делам милиции).
Директора департамента полиции: И. О. Велио (1880-1881), В. К. Плеве (1881-84), П. Н. Дурново (1884-93), Н. И. Петров (1893- 1895), Н. Н. Сабуров (1895-96), А. Ф. Добржинский (1896-97), С. Э. Зволянский (1897-1902), А. А. Лопухин (1902-05), С. Г. Коваленский (март - июнь 1905), Н. П. Гарин (июнь - ноябрь 1905), Э. И. Вуич (1905-06), М. И. Трусевич (1906-1909), Н. П. Зуев (1909-12), С. П. Белецкий (1912-14), В. А. Брюн-де-Сент-Ипполит (1914-15), Р. Г. Моллов (сентябрь - ноябрь 1915), К. Д. Кафафов (1915-16), Е. К. Климович (февраль - сентябрь 1916),
А. Т. Васильев (1916-17).
Лит.: Федоров К. Г., Ярмыш А. Н. История полиции дореволюционной России. Ростов н/Д., 1976; Тютюнник Л. И. Источники по истории Департамента полиции (1880-1904) // Советские архивы. 1984. № 3; Миролюбов А. А. Документы по истории Департамента полиции периода первой мировой войны // Там же. 1988. № 3; Перегудова 3. И. Материалы Департамента полиции как источник по истории социал-демократического движения // Вопросы истории КПСС. 1988. № 9; она же. Политический сыск России (1880-1917). М., 2000; Лурье Ф. М. Полицейские и провокаторы. Политический сыск в России. 1649-1917. СПб., 1998.