Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Услуги
  • Главная
  • Услуги
  • Реорганизация налоговых органов. Реорганизация налоговой службы

Реорганизация налоговых органов. Реорганизация налоговой службы

С недавних пор вместо привычных слов "Министерство по налогам и сборам" мы стали говорить "Федеральная налоговая служба", вместо аббревиатуры ИМНС - ФНС. Как смена вывески отразится на работе инспекций "на местах"? Что ждет налогоплательщиков в связи с проводящейся реорганизацией? С этими вопросами мы обратились к Стрельниковой Светлане Евгеньевне, начальнику отдела комплексного развития налоговых органов УМНС России по Свердловской области.

- Светлана Евгеньевна, какие изменения сейчас происходят в налоговых органах?

Если вспомнить, несколько лет назад мы были Государственной налоговой службой - ГНС, потом стали Министерством по налогам и сборам - МНС. Сейчас из МНС превращаемся в Федеральную налоговую службу - ФНС. Но на фоне этих изменений на федеральном уровне происходит также и реорганизация структуры самих налоговых органов. Этот процесс начался еще в 2002 году и называется модернизацией налоговых органов. Эти изменения на федеральном и на региональном уровне сейчас происходят параллельно и не зависят друг от друга. Модернизация в системе налоговых органов в любом случае произошла бы вне зависимости от того, был бы переход из Министерства в Федеральную налоговую службу или нет.

Понятно. Можно ли выделить какие-нибудь принципиальные изменения? Создание новых отделов, упразднение старых?

Да, конечно. Прежде всего, упраздняются отделы со специализацией по видам налогов и категориям налогоплательщиков. Например, отдел прибыли, отдел НДС, отдел налога на доходы с физических лиц. Это можно объяснить тем, что каждый сотрудник таких отделов должен был освоить и выполнять до 30 различных функций. Это затрудняло работу не только налоговиков, но и налогоплательщиков. В результате налогоплательщику приходилось посещать множество кабинетов. Для того чтобы встать на учет, он должен были зайти в отдел гос.реестра налогоплательщиков, чтобы сдать документы налоговой и бухгалтерской отчетности - в отдел камеральных проверок, по вопросам сверки лицевых счетов нужно было обратиться в отдел учета. Невольно получалось так, что закреплялся за своим инспектором. Возникали устойчивые персональные связи "налогоплательщик - инспектор" От этого мы сейчас и пытаемся уйти.

- Интересно. И как же решается эта задача?

Если дать одним словом определение налоговой инспекции, то это не что иное, как производство по обработке информации. Здесь используются технологии ввода, обработки информации, ее анализа, принятия решений и выпуска больших объемов исходящей информации. Отсюда и перераспределение функций между отделами.

Раньше налогоплательщик приносил отчетность в отдел камеральных проверок, этот же отдел вводил его отчеты, камерально проверял. Сейчас все эти функции распределены. Принимает отчеты отдел работы с налогоплательщиками, отдел ввода заносит информацию и передает её в отдел камеральных проверок, который осуществляет контрольные функции. Печатает и рассылает всю исходящую информацию (уведомления на уплату налогов, инкассовые поручения и тому подобное) отдел общего и финансового обеспечения.

Во многом должны помочь отделы ввода, которые создаются в новой структуре. Это снимает всю рутину по разноске огромного количества входной информации с квалифицированных кадров и освобождает их для интеллектуальной контрольной деятельности. Нам кажется абсурдным, что высоко квалифицированный инспектор вынужден тратить много времени на эту работу. Вводом должны заниматься специально обученные люди, что значительно экономит время.

Самое главное, что должно осуществиться в результате перераспределения функций, - это четкость и слаженность работы всех отделов. Каждый инспектор на своем рабочем месте должен знать свой отрезок производственного цикла, осуществляя пошаговый режим.

- Да, наверное, это облегчит вашу работу. А скажутся ли эти изменения на налогоплательщиках?

Обязательно. Эти изменения касаются, в первую очередь, налогоплательщиков. Например, в существовавшей раньше системе информационные услуги оказывались налогоплательщикам по остаточному принципу. Им уделялось мало времени, так как все отделы отвечали, прежде всего, за поступление налогов и сборов и контроль соблюдения налогового законодательства, и лишь потом только занимались вопросами налогоплательщиков. Сегодня в инспекциях мы повсеместно создаем отделы по обслуживанию налогоплательщиков. Наша задача - помочь им в выполнении налоговых обязательств. В крупных инспекциях такие отделы существуют уже с 2002 года. В небольших инспекциях такие отделы будут создаваться только сейчас.

- Звучит обнадеживающе. Как я поняла, общаться с налоговой инспекцией станет проще и доступнее.

Разумеется. Наша задача - повысить качество оказываемых налогоплательщикам услуг. Мы пытаемся облегчить работу не только налоговикам, но, в первую очередь, самим гражданам. Главное для нас - избежать субъективного влияния при взаимодействии налогоплательщиков с инспекциями. Информационная работа в новой технологии строится по принципу единого окна. Это, как я уже говорила, не предусматривает закрепления налогоплательщиков за инспекторами. Кроме того, мы прикладываем все силы на переход к бесконтактным формам взаимодействия, считаем необходимым "оторвать" налогоплательщика от инспекции. - Отсутствие контакта с налогоплательщиками. Таким образом, вы хотите оградить себя от назойливых граждан или избавиться от очередей в налоговых?

Дело вовсе не в этом. Переход к полностью бесконтактному, безбумажному способу представления отчетности позволяет значительно облегчить труд налогоплательщиков. Не спорю, это избавит и от изнурительных многочасовых очередей.

Сейчас происходит активное внедрение новых информационных технологий в сферу взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Мы стараемся привлечь налогоплательщиков к представлению налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет. Это удобно не только налогоплательщикам, но и инспекторам. Все инспекции Свердловской области готовы принимать налоговую и бухгалтерскую отчетность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде по каналам связи с помощью системы "Налоговая отчетность через Интернет". На сегодняшний день многие налогоплательщики Свердловской области используют этот удобный и быстрый способ представления отчетности.

Светлана Евгеньевна, есть ли еще какие-то изменения в будущем в работе налоговых органов Свердловской области, которые можно выделить?

Важное направление в реорганизации налоговых органов - создание ЦОД - Центра по обработке данных. Это специализированная инспекция, в которую передаются наиболее "тяжелые" с точки зрения ввода и обработки информации функции. В стране всего 5 таких центров: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде и в Екатеринбурге. Наш центр временно находится по адресу: Екатеринбург, переулок Парковый 41а. В нашей области этот Центр выполняет пока минимум функций, да и численность его совсем небольшая - 42 единицы. Как планируется, в будущем ЦОД должен стать своего рода фабрикой по переработке налоговой информации целого региона с соответствующим кадровым, техническим и программным оснащением.

Недавно нам стало известно, что в Управлении МНС РФ по Свердловской области создано еще одно новое подразделение - отдел обеспечения процедуры банкротства. Не могли бы Вы рассказать о его основных задачах?

Главные функции этого отдела - проводить анализ финансового состояния организаций - должников по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и оценивать их платежеспособность. Ну и, естественно, участвовать, представляя интересы государства, в процедурах банкротства. Имеется в виду, что сотрудники этого отдела будут подготавливать документы для представления в деле о банкротстве, анализировать информацию и выявлять случаи фиктивного или преднамеренного банкротства организаций и так далее.

И последний вопрос. В 2004 году в нашей области шел процесс укрупнения налоговых инспекций. Некоторые из них были ликвидированы, другие - объединены. Закончены ли эти преобразования? И будут ли инспекции и дальше увеличиваться в размерах?

Укрупнение инспекций неизбежно. Мы провели сокращение налоговых органов, имевших численность менее 40 человек. Практика показала, что такие организации для нас нерентабельны. В будущем планируется дальнейшее объединение инспекций в области. Но это процесс очень сложный и займет, как вы понимаете, много времени. В любом случае, вы можете быть в курсе всех новостей. Все последние изменения в структуре налоговых органов Вы можете отслеживать на официальном сайте УМНС России по Свердловской области www.r66.nalog.ru . Материал подготовила
Эльвира Арсланов

Структурная реформа Федеральной налоговой службы, стартовавшая в начале этого года, вышла на новый уровень. Как стало известно "Бизнесу", в составе управления налогового аудита ФНС может появиться специальная группа, главной задачей которой станет оценка перспектив судебных дел при отказе налоговиков возмещать предпринимателям НДС в добровольном порядке. Кроме этого, руководители ФНС мечтают переложить консультирование налогоплательщиков на плечи новой структуры - налогового агентства. А в центральном аппарате ФНС, возможно, будут образованы два новых управления - выездных и камеральных налоговых проверок.

Реформа в структуре ФНС началась почти полгода назад.

В середине февраля было объявлено о расформировании двух управлений (налогообложения малого бизнеса и кредитных организаций) и создании трех новых - собственной безопасности, информационной безопасности и налогового аудита. Однако еще в апреле источники "Бизнеса" предупреждали, что на этом преобразования в ФНС не закончены, а вчера стало известно о новых изменениях в структуре службы.

Как выяснил "Бизнес", в управлении налогового аудита, образованного в начале года, будет создана специальная группа, которая займется экспертизой документов, поданных налогоплательщиками для возврата экспортного НДС.

"Эта группа, состоящая из весьма квалифицированных сотрудников, будет анализировать проекты решений об отказе в возмещении НДС и сообщать инспекторам на местах: вот в этом случае в арбитражном суде ваши позиции будут выглядеть слабо. А в этом- можете попробовать",- рассказывает источник "Бизнеса", знакомый с ситуацией.

Идея создания подразделений так называемых центров экспертизы документов, которые должны были принимать решения о возмещении (либо отказе в возмещении) НДС, появилась у налоговиков полгода назад. "Однако она не прижилась,- рассказывает собеседник "Бизнеса".- В итоге решено создать центры в усеченном формате". По мнению источника, после появления новой структуры ситуация с возмещением НДС изменится к лучшему. "Сейчас в Москве действуетнегласное распоряжение: никому, даже честным экспортерам, не возмещать НДС кроме как через суд. После того как будет сформирована группа, количество отказных решений уменьшится",- полагает он.

Опрошенные "Бизнесом" эксперты считают, что создание специальных подразделений по принятию решений о возмещении НДС может еще больше увеличить сроки принятия решения о возврате налога.

"Налоговики отказывают в возмещении НДС не потому, что не в состоянии провести квалифицированный анализ документов. Дело в том, что им проще отказать в возмещении НДС, чем принять справедливое решение. Если они будут признавать за налогоплательщиками право на возврат налога, то вышестоящий налоговый орган заставит их объяснить причины такого решения",- говорит адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. Если указания центра будут носить рекомендательный характер, пользы от его работы не будет, добавляет руководитель юридической практики "Консалтинговых услуг" Александр Костин. "К тому же есть опасность, что согласование постановления о возмещении НДС с новым подразделением может увеличить время, отведенное на вынесение решения о возмещении",- соглашается с коллегами адвокат "Юков, Хренов и партнеры" Светлана Тарнопольская.

Другая инициатива ФНС юристам нравится гораздо больше. По словам источника "Бизнеса", для улучшения работы с налогоплательщиками руководство ФНС хочет создать новую структуру с рабочим названием "Федеральное налоговое агентство", которое возьмет на себя работу по информированию налогоплательщиков.

"Анатолий Сердюков (руководитель ФНС.- "Бизнес") предлагает отделить функции контроля и надзора от функции консультирования",- рассказывает источник. По мнению Александра Костина, агентство сможет способствовать улучшению информированности налогоплательщиков. "Контролеры, отвечая на вопросы налогоплательщиков, всегда стараются составить разъяснение так, чтобы им было удобнее доначислять налоги. Понятно, что ни о какой объективности в этом случае не может быть и речи",- говорит эксперт. Создание агентства может исправить ситуацию, уверен он.

"Только надо вывести его из прямогоподчинения ФНС",- замечает Костин.

В перспективе, рассказывает источник, преобразования произойдут и в центральном аппарате ФНС. "Вероятно, будут созданы новые управления - выездных и камеральных налоговых проверок,- говорит собеседник "Бизнеса".- Дело в том, что когда из инспекций в центральный аппарат поступают материалы, приходится их сортировать по разным управлениям". Это неудобно, отмечает он. Поэтому у руководителей ФНС родилась идея создать два новых управления, которые будут комплексно анализировать материалы выездных и камеральных проверок. Однако Юрий Воробьев считает, что это окончательно запутает и без того непростую структуру центрального аппарата. "Управления будут дублировать друг друга, что, естественно, не улучшит работу аппарата ФНС. Не понимаю, зачем это делать",- удивляется юрист.

За пять лет реформ в России прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых предприятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объемы внешней торговли.

В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической системы.

Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий.

Это стало особенно очевидным в период жесткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источником пополнения бюджета.

К сожалению, за семьдесят с лишним лет наша страна лишилась налоговой культуры.

Государство привыкло к тому, что налоговые платежи поступают в бюджет автоматически. Граждане привыкли к тому, что налоги - это дело государства.

Мы может с уверенностью сказать, что попытки простого "закручивания гаек" при сборе налогов не дадут сегодня радикального результата.

Они могут только углубить противостояние налогоплательщика и государства.

Сегодня, вместе с реформой налогового законодательства, мы должны провести и глубокую реформу налоговой службы.

Эта реформа должна затронуть не только налоговые органы, но фактически все российское общество.

Необходимо добиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противниками, а партнерами в налоговой деятельности.

Степень готовности граждан к добровольному и сознательному выполнению налогового законодательства напрямую связана с тем, насколько беспристрастной, эффективной и действенной общественность считает налоговую службу.

Поэтому мы хотим, совершенствуя работу налоговой службы, добиться изменения ее образа в глазах граждан России.

Необходимо превратить налоговую службу в орган, который:

Действует в интересах всего общества, отдельных граждан и работает во взаимодействии с ними;

Обеспечивает соблюдение равенства всех граждан и предприятий перед налоговым законодательством;

Обеспечивает эффективное наполнение бюджета;

Наряду со сбором и взысканием налогов информирует и консультирует налогоплательщиков, помогает им в осуществлении финансовой деятельности и налогового планирования;

Принципиально, профессионально и бескомпромиссно борется с сознательными нарушениями налоговой дисциплины.

Для того, чтобы добиться этой цели, мы начинаем коренную реорганизацию всей системы Государственной налоговой службы.

Эта реорганизация готовилась почти год. В принятой нами концепции учтен не только собственный опыт, но и все то, что накоплено многолетней мировой практикой налоговой деятельности.

Первая задача реорганизации - сосредоточить усилия профессионалов - налоговиков на тех сферах экономической деятельности, где особенно велики резервы увеличения налоговых поступлений. Ведь не секрет, что 10-15 % налогоплательщиков обеспечивают до 80 % налоговых поступлений. К. числу таких налогоплательщиков относятся:

Интегрированные экономические структуры - промышленно - финансовые группы, транснациональные структуры, крупные корпорации;

Предприятия, занимающиеся производством и оборотом алкогольной продукции; - финансово - банковские структуры; - крупнейшие по масштабам своей деятельности предприятия общегосударственной значимости.

Для работы с этими группами налогоплательщиков мы создаем в системе налоговых органов специализированные службы налогового контроля.

Работники этих структур будут в деталях знать специфику соответствующего вида деятельности и оперативно контролировать хозяйственную ситуацию.

Они будут располагать эффективными методами и средствами для налогового контроля и взыскания платежей с подконтрольных им налогоплательщиков.

Эти службы будут согласованно действовать на всех уровнях от районной налоговой инспекции до Госналогслужбы России.

Вторая задача заключается в создании принципиально новых технологий налоговой деятельности, основанных на применении компьютерных сетей и баз данных.

Мы хотим оснастить органы налоговой системы современной компьютерной техникой, связав их с действующими национальными и международными информационными сетями.

Мы предполагаем создать общегосударственную систему учета налогоплательщиков и контроля их деятельности, связав ее уже в ближайшей перспективе с базами данных МВД, налоговой полиции, таможенного комитета, других органов. В дальнейшем эти связи будут расширены.

Решение этой задачи не только обеспечит точный учет, регистрацию и постоянный контроль налогоплательщиков. Мы сможем одновременно обеспечить доступ налогоплательщиков к информационно - справочной информации по вопросам налогообложения, а в перспективе перейти к компьютерной технологии подачи деклараций и внесения налоговых платежей.

Третья задача - это качественное совершенствование методики налоговой деятельности.

Для обеспечения постоянной организационно - методической поддержки налоговых инспекций и налоговыми инспекциями на местах мы создаем зональные органы Госналогслужбы.

Мы предусматриваем оперативное формирование рабочих групп специалистов для проведения комплексных налоговых проверок.

Особое внимание будет уделено работе с нарушителями налоговой дисциплины. Все они будут подвергаться постоянному углубленному налоговому контролю.

Специальная служба создается для серьезного изучения методов уклонения от уплаты налогов и принятия соответствующих контрмер.

Еще одно новшество - организация работы "участковых" налоговых инспекторов, которые будут знать своих налогоплательщиков буквально "в лицо".

Мы разрабатываем единый комплекс четких регламентов, по которым будут работать все налоговые инспекторы страны, что исключит разночтения и недоразумения при трактовке налогового законодательства.

Мы создаем также систему внутреннего инспектирования и аудита для постоянного контроля правильности операций налоговых органов.

Все эти меры позволят качественно изменить содержание оперативной работы налоговых органов и значительно повысить ее эффективность.

Четвертая задача заключается в подготовке и реализации Государственной программы пропаганды налоговой культуры и налогового воспитания. Основные цели этой программы:

Сделать воспитание налоговой культуры и привитие "налоговой грамотности" неотъемлемой составной частью системы образования, начиная с первых классов школы;

Сделать доступной для каждого гражданина всю необходимую информацию о налоговом законодательстве, о порядке исчисления и уплаты налогов;

Выработать принципиально новый стиль работы налоговых инспекций и других органов налоговой системы, сделав их доступными для граждан, обеспечив четкий контроль обращений налогоплательщиков, изменив благоприятным образом имидж налогового инспектора;

Создать эффективную систему профессионального консультирования налогоплательщиков;

Использовать все возможные средства для постоянного и повсеместного разъяснения гражданам положений налоговой политики государства и убеждения их в необходимости и выгодности добровольного и сознательного соблюдения налогового законодательства.

Пятая задача заключается в резком повышении профессионального и кадрового потенциала налоговой службы.

Мы хотим резко повысить статус налогового служащего и сделать работу в органах налоговой службы социально престижной и профессионально привлекательной.

Мы хотим создать такие условия работы в налоговых органах, которые сводили бы к минимуму возможности для профессиональной недобросовестности или коррупции.

Мы предполагаем значительно усилить свой кадровый потенциал за счет наиболее надежных и опытных людей, покидающих ряды вооруженных сил в процессе военной реформы.

Мы намерены решительно избавляться от некомпетентных работников и от тех, кто не хочет учиться работать по - новому.

Решение этих задач уже осуществляется. Мы приступили к радикальной реорганизации Государственной налоговой службы.

Руководство страны понимает исключительную важность и неотложность решаемых нами задач и поддерживает наш подход к решению перечисленных проблем.

Не случайно постановление Правительства РФ № 269 от 11 марта 1997 года по вопросам Государственной налоговой службы Российской Федерации было подписано в самом начале реорганизации Правительства.

Какой бы ни была структура кабинета министров, кто бы ни занимал конкретные должности, важность безотлагательной реформы Государственной налоговой службы налицо. Реформа эта подготовлена и уже началась.

Управление информации
и общественных связей

Порой обстоятельства вынуждают бизнесменов прибегать к реорганизации компаний. При этом данная процедура, открывая новые возможности, не всегда приводит к потере всех прежних преимуществ и льгот, в частности, некоторые налоговые преференции реорганизованная фирма может унаследовать.

Правопреемство

С уществует пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Итогом каждой из этих процедур становится одна или несколько новых фирм. При этом активы и обязательства ранее существовавших компаний частично или полностью переходят вновь созданным фирмам.

Кто и когда

При слиянии нескольких компаний в одну фактически создается новая, единая организация. При этом обязательства по уплате налогов переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основании п. 4 ст. 50 НК РФ. При присоединении (поглощении) одна из ранее существовавших фирм, вбирающая в себя другие, становится также правопреемником, что предусмотрено п. 5 ст. 50 НК РФ.

Нельзя обойти вниманием п. 3 ст. 57 ГК РФ, который разрешает в случаях, утвержденных законом, присоединение, слияние или преобразование юридических лиц лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Например, ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает ситуации, когда слияние крупных обществ осуществляется только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Документом, служащим основанием для налогового правопреемства, является передаточный акт, в котором отражаются в соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованных юридических лиц в отношении всех кредиторов и должников, в том числе оспариваемые обязательства. Передаточный акт утверждается учредителями (или участниками) компании или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для госрегистрации.

Если реорганизация проводится в форме разделения, то правопреемниками становятся самостоятельные юридические лица, возникшие из разделившейся компании. При этом ранее существовавшая компания ликвидируется. Похожим на данный процесс будет выделение, только при этом первичная компания не исчезает, а продолжает функционировать дальше. При выделении из состава компании одного или нескольких юридических лиц правопреемства в части исполнения налоговых обязанностей первичной компании по налоговому законодательству, в отличие от гражданского, не возникает (п. 8 ст. 50 НК РФ).

Здесь допустимо и исключение - когда первоначальная компания после выделения уже не способна исполнить налоговое обязательство перед бюджетом. И если инспекторы при выездной проверке выяснят, да еще судьи подтвердят, что вся процедура реорганизации была направлена исключительно на уклонение от уплаты налогов, то отделившимся организациям придется рассчитаться с государством.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Постановлением ФАС Поволжского округа от 15.05.2007 г. по делу № А55-13073/06-51 было принято решение о правомерности взыскания с ООО «Компания» задолженности перед бюджетом, по таможенным платежам и пени на общую сумму почти 40 млн руб. за неисполненное ООО «Фирма» обязательство по уплате задолженности, возникшей из-за занижения таможенной стоимости ввозимых товаров. Через несколько месяцев после установления в ходе проверки факта неуплаты таможенных платежей ООО «Фирма» было реорганизовано в форме выделения из нее ООО «Компания», уставный капитал которого составил более 98% общей балансовой стоимости активов ООО «Фирма». Невозможность исполнения ООО «Фирма» в полном объеме обязанности по уплате налогов послужила основанием для обращения Самарской таможни в арбитражный суд с заявлением о солидарном исполнении обязанности по уплате таможенных платежей к ООО «Компания». Кассационная инстанция сочла обоснованным довод Самарской таможни о том, что выбор ООО «Фирма» такой формы реорганизации, как выделение, был направлен на неисполнение налоговой обязанности перед бюджетом, и постановила взыскать задолженность с выделившейся компании.

Для реорганизации в формах разделения и выделения создается разделительный баланс. В соответствии с п. 6 ст. 50 НК РФ в нем должны присутствовать положения о правопреемстве по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанности по уплате налогов. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной компании влекут отказ в госрегистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

В данном случае компания остается со всем своим имуществом и обязательствами, ничего не приобретая и не теряя, изменяется лишь ее организационно-правовая форма. Например, общество с ограниченной ответственностью становится открытым акционерным обществом или наоборот. При преобразовании одной фирмы в другую правопреемником налоговых обязательств является вновь созданная компания (п. 9 ст. 50 НК РФ).

Права и обязанности

Согласно положениям ст. 50 НК РФ на правопреемников возлагается обязанность по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица. Это не зависит от того, были ли до завершения реорганизации известны факты, обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговых обязанностей. При этом сроки, установленные для исполнения перечисленных обязательств, остаются неизменными, несмотря на проведение реорганизации. Кроме налогов, правопреемник уплачивает также и пени, причитающиеся по перешедшим к нему налоговым обязательствам, и штрафы, наложенные на юридическое лицо до реорганизации. Суммы налога, излишне уплаченные реорганизуемым юридическим лицом, подлежат у правопреемника зачету или возврату в порядке, установленном п. 10 ст. 50 НК РФ.

По общему правилу компания считается реорганизованной с момента госрегистрации вновь возникшей организации. Однако при присоединении одной компании к другой первая считается реорганизованной с момента внесения записи о прекращении деятельности поглощенной ею организации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

С чего начинается реорганизация?

Грядет проверка

Подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков, принявших решение о реорганизации, письменно сообщить о нем в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня принятия такого решения. Это будет поводом для внеочередной выездной проверки. Она проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Проверке подлежит деятельность за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Нередко такие проверки приводят к необоснованным и неправомерным выводам.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

По итогам проверки пивоваренной компании, принявшей решение о реорганизации, инспекторы доначислили ей к уплате в бюджет около 13,5 млн руб. НДС и 15 млн руб. налога на прибыль. При этом претензии были настолько неправомерны, что ни одна из судебных инстанций позицию налоговиков не поддержала (постановление ФАС ВВО № А82-4718/2007-27 от 10.06.2008 г.).

Аналогичная ситуация рассмотрена в постановлении ФАС ВСО № А33-9556/07-Ф02-2756/08 от 25.06.2008 г.

Что важно знать о таких проверках? Правопреемник вправе знакомиться с материалами выездной налоговой проверки реорганизованной компании, которая была завершена до окончания реорганизации (письмо Минфина от 23.10.2008 г. № 03-02-07/1-424). При этом финансисты напоминают, что исходя из содержания п. 8 ст. 89 НК РФ моментом завершения выездной налоговой проверки организации признается день составления справки о проведенной проверке. Следовательно, если проверка завершена и акт о ее проведении составлен до момента окончания реорганизации, а решение по результатам проверки еще не вынесено, то правопреемник все равно вправе ознакомиться с материалами по данному мероприятию.

Помните о кредиторах

Одним из условий реорганизации юридического лица является соблюдение прав его кредиторов. Соответствующие гарантии им предусмотрены ст. 60 ГК РФ. Не позднее 30 дней после даты принятия решения о реорганизации в форме слияния или присоединения каждая организация, участвующая в этих процедурах, обязана письменно уведомить об этом всех известных ей кредиторов и опубликовать соответствующее сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации».

Варианты подобных сообщений приведены в Примере 1.

Пример 1

Свернуть Показать

Общество с ограниченной ответственностью «Прорыв» (ОГРН 13131131313, ИНН 1313131313, КПП 131001011, место нахождения: 123456, г. Самара, ул. Новая, д. 5, кв. 13) уведомляет о том, что 30 декабря 2008 года общим собранием участников ООО «Прорыв» (протокол № 2 от 30 декабря 2008 года) принято решение о реорганизации в форме присоединения к Обществу с ограниченной ответственностью «Атака», место нахождения: 191919, г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 96, оф. 133.

Требования кредиторов Общества могут быть заявлены в течение 30 дней с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 123456, г. Самара, ул. Новая, д. 5, кв. 13, тел./факс: 22-22-22, e-mail: [email protected] .

Общество с ограниченной ответственностью «Атака» (ОГРН 191919191919, ИНН 78787878, КПП 109001001, место нахождения: 191919, г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 96, оф. 133) уведомляет о том, что 30 декабря 2008 года общим собранием участников ООО «Атака» (протокол № 9 от 30 декабря 2008 года) принято решение о реорганизации в форме присоединения, в соответствии с которым к ООО «Атака» переходят все права и обязанности Общества с ограниченной ответственностью «Прорыв» (ОГРН 13131131313, ИНН 1313131313, КПП 131001011, место нахождения: 123456, г. Самара, ул. Новая, д. 5, кв.13).

Требования кредиторов Общества могут быть заявлены в течение 30 дней с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 191919, г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 96, оф. 133, тел.: 122-12-12, факс: 122-12-14, e-mail: [email protected] .

Прием-передача

Еще один важный документ, без которого невозможно успешно завершить реорганизацию в форме слияния, разделения или выделения, - передаточный акт. Именно в нем желательно закрепить все права и обязанности, переходящие компании-правопреемнику.

Образец данного документа приведен в Примере 2 на стр. 28.

Налоговые тонкости

Отчетность: особенности заполнения и представления

Компании, реорганизуемые в форме слияния или присоединения, при составлении и представлении налоговой отчетности должны учитывать ряд возникающих особенностей. Дело в том, что при реорганизации в форме выделения, во-первых, нет правопреемства по налогам, а во-вторых, нет разрыва налоговых периодов. Ведь выделяющая организация продолжает работать и отчитываться перед налоговыми органами в обычном порядке, а выделенные общества самостоятельны и никакими обязанностями по сдаче отчетности за своего «родителя» не наделяются.

В случае слияния или присоединения ранее существовавшие организации прекращаются, налоговый период по всем налогам для них заканчивается, а вот кто должен отчитаться по ним перед налоговиками, не всегда понятно. Так, согласно письму ФНС России от 06.07.2007 г. № 23-3-04/546 отчитываться в инспекции по налогам, для которых налоговый период установлен как год (например, налоги на прибыль, на имущество), должен правопреемник. К присоединяющей компании переходит обязанность не только по уплате налогов, но и по сдаче налоговых деклараций, которые присоединенное предприятие не представило и уже не может представить, поскольку не существует.

Предоставлено право (но не обязанность) предприятия, прекращающего свою деятельность в результате реорганизации, самостоятельно сдать налоговые декларации по всем налогам, последний налоговый период по которым определяется по правилам п. 3 ст. 55 НК РФ (письмо Минфина России от 13.02.2007 г. № 03-02-07/1-67). Если, по мнению участников реорганизации, отчитаться за присоединенные общества все же следует правопреемнику, то необходимо знать о некоторых особенностях заполнения таких деклараций.

Согласно приказу Минфина России от 05.05.2008 г. № 54н организация-правопреемник по месту своего учета представляет декларацию по налогу на прибыль за последний налоговый период предшественника. При этом на титульном листе (листе 01) по реквизиту «По месту нахождения (учета)» ставится код 215 или 216, указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите «Организация/обособленное подразделение» указывается наименование реорганизованной компании. В разделе 1 декларации проставляют код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная компания.

ЕСН

Может ли новая организация рассчитывать на льготы, например, по уплате ЕСН, которые раньше применяло теперь уже не существующее юридическое лицо? Официально финансовое и налоговое ведомства подобное правопреемство не допускают (письма Минфина России от 20.06.2008 г. № 03-04-06-02/63, от 26.05.2006 г. № 03-05-02-04/71, УФНС по г. Москве от 22.01.2007 г. № 21-11/004569@). Чиновники основывают свою позицию на том, что днем создания организации становится дата ее государственной регистрации. И налоговые преференции, доступные до реорганизации, новая компания использовать не имеет права.

Несмотря на это, судьи придерживаются другого мнения. Причем возглавляет этот список протестующих Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В постановлении Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 г. № 13584/07 указывается, что созданная фирма вправе продолжать пользоваться регрессивной шкалой ЕСН преобразованного предприятия. В силу п. 2 ст. 50 НК РФ компания-преемник пользуется всеми правами и исполняет все налоговые обязательства. При этом из содержания ст. 75 ТК РФ следует, что при реорганизации трудовые отношения не прекращаются, если на то нет желания работника. Поэтому вознаграждения, которые выплачены на основании трудовых контрактов, заключенных с работниками до реорганизации, можно учитывать при расчете налоговой базы по ЕСН для вновь созданной компании.

Кроме того, ВАС РФ указал, что порядок исчисления ЕСН основан на непрерывном учете ранее внесенных авансовых платежей в соответствии со ст. 243 НК РФ. Ведь если компания сохранит право на применение регрессивной шкалы ставок, то от этого поступления налога в бюджет не уменьшатся, а останутся на том же уровне, что и до реорганизации.

Впоследствии утверждение о правопреемстве вновь созданной организации поддержали и другие окружные арбитры. Они решили, что к новоиспеченной компании в соответствии с передаточным актом переходят не только обязанности присоединенной организации, но и ее права - в том числе и право на применение регрессивной шкалы по ЕСН (постановления ФАС МО от 30.04.2008 г. № КА-А40/1708-08 по делу № А40-34485/07-76-160 и № КА-А40/11978-07 от 22.11.2007 г. по делу № А40-10973/07-33-57, от 17.10.2008 г. № КА-А40/9786-08 по делу № А40-15304/08-90-45).

Некоторые судьи ссылаются на ст. 241 НК РФ. Согласно данной норме регрессивные ставки по ЕСН применяются к налоговой базе, накопленной с начала года в среднем на одно физическое лицо и деленной на количество месяцев в истекшем налоговом периоде (постановление ФАС ПО от 16.05.2006 г. по делу № А12-19292/05-С21).

Налог на прибыль

Передача имущества, имущественных прав и обязательств от компании к ее правопреемнику в ходе реорганизации не признается реализацией и не учитывается при исчислении налога на прибыль по правилам, установленным в подп. 2 п. 3 ст. 39 и п. 3 ст. 251 НК РФ. Согласно п. 2.1 ст. 252 НК РФ расходами правопреемника становится остаточная стоимость имущества и имущественных прав, получаемых в порядке правопреемства, а также расходы и убытки, понесенные реорганизуемыми компаниями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 277 НК РФ при реорганизации компании у налогоплательщиков-акционеров (участников) не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения.

В письме от 24.12.2007 г. № 03-03-06/1/889 финансисты указали на то, что появление новых направлений деятельности может вызвать необходимость дополнения учетной политики в части правил отражения операций, осуществляемых в рамках этих направлений. Новые виды деятельности могут появиться у налогоплательщика и в процессе реорганизации. Тогда присоединяющей компании рекомендовано на дату завершения процедуры определить и прописать в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. По остальным направлениям учетная политика должна оставаться неизменной как минимум до окончания налогового периода.

НДС

Передача имущества и имущественных прав правопреемнику в результате реорганизации не признается объектом налогообложения и при исчислении НДС. Это следует из подп. 1, 3, 7 п. 2 ст. 146 НК РФ и подтверждено письмом Минфина России от 22.04.2008 г. № 03-07-11/155. Поэтому при передаче имущества и имущественных прав правопреемнику НДС не начисляется и не восстанавливается.

Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 162.1 НК РФ, независимо от формы реорганизации суммы «входного» налога, предъявленные, но не принятые к вычету реорганизованной компанией и подлежащие учету у правопреемника, принимаются к вычету правопреемником. Основаниями для применения вычета «входного» НДС по материальным ценностям, приобретенным реорганизованной компанией, являются:

  • счета-фактуры (их копии), выставленные продавцами реорганизуемой компании или ее правопреемнику;
  • документы (их копии), подтверждающие фактическую уплату сумм налога при приобретении материальных ценностей реорганизуемой компанией или ее правопреемником.

В соответствии с п. 7 ст. 162.1 НК РФ заполнение таких полей счета-фактуры, как наименование, адрес и ИНН покупателя (наименование и адрес грузополучателя), допустимо, если вписаны реквизиты реорганизованного предприятия. Позиция подкреплена постановлением ФАС МО от 19.06.2008 г. № КА-А40/3365-08.

Но если поставщик уже после реорганизации продолжит выставлять счета-фактуры с указанием реквизитов прежнего контрагента, это может послужить основанием для исключения сумм налога по таким счетам-фактурам из состава налоговых вычетов.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

К примеру, ФАС ПО в постановлении от 01.07.2008 г. № А12-588/2008 отказал в применении вычетов по НДС на сумму около 350 тыс. руб. только потому, что в счетах-фактурах, выставленных поставщиками преобразованной компании после даты реорганизации (ООО преобразовалось в одноименное ОАО), были указаны устаревшие реквизиты. Суд усмотрел в этом указание недостоверной информации о форме и адресе организации и сделал вывод о неправомерности заявленных по таким счетам-фактурам вычетов.

Общие условия, при соблюдении которых можно принять налог к вычету, предусмотрены статьями 171 и 172 НК РФ:

  • материальные ценности (товары, работы, услуги или имущественные права) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • материальные ценности были оприходованы (т.е. приняты к учету);
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

По общему правилу (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ) суммы НДС, исчисленные с авансов, подлежат вычетам с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Если аванс был получен до реорганизации, а отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется правопреемником уже после ее завершения, то сумму НДС, исчисленную с такого аванса, может принять к вычету правопреемник реорганизованного юридического лица.

При этом порядок применения данного вычета будет зависеть от того, в какой форме была проведена реорганизация (п. 1-4 ст. 162.1 НК РФ).При слиянии, присоединении, разделении, преобразовании НДС, исчисленный с авансов реорганизованным юридическим лицом, правопреемник принимает к вычету (п. 3, 4 ст. 162.1 НК РФ):

  • после даты реализации товаров (работ, услуг), в счет отгрузки которых получен аванс;
  • после возврата покупателю аванса (в случаях расторжения или изменения условий договора).

А вот в случае выделения правопреемства налоговых обязательств не возникает (п. 8 ст. 50 НК РФ). Если на правопреемника переводится долг по обязательствам, связанным с отгрузкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, в счет которых реорганизуемой компанией от покупателя был получен аванс, то после перевода долга на правопреемника реорганизуемая организация принимает к вычету сумму НДС, исчисленную и уплаченную в бюджет с полученного аванса согласно п. 1 ст. 162.1 НК РФ. Правопреемник же увеличивает свою налоговую базу по НДС на сумму полученных в порядке правопреемства авансовых платежей в соответствии с п. 2 ст. 162.1 НК РФ. В дальнейшем исчисленный с этих сумм НДС правопреемник принимает к вычету в порядке, установленном п. 4 ст. 162.1 НК РФ. Важно помнить, что независимо от формы реорганизации при возврате правопреемником суммы аванса покупателю вычет может быть заявлен не позднее года с момента возврата аванса.

Если правопреемником реорганизованного покупателя стал сам продавец, то НДС по сделке считается уплаченным покупателем продавцу и без подтверждения платежными документами. А значит, при соблюдении остальных необходимых условий правопреемник вправе принять этот НДС к вычету. Так разъяснено в письме Минфина России от 29.12.2008 г. № 03-07-11/386.

Резюме

Хотя Налоговый кодекс и не запрещает налоговое правопреемство, порядок перехода налоговых прав и обязанностей ко вновь созданным организациям во многом приходится создавать самим налогоплательщикам. К сожалению, такой важный антикризисный инструмент, как реорганизация, не получил от законодателей своего подробно описанного налогового режима, и теперь эту задачу решают арбитражные суды самого разного уровня. Надо отдать должное - судебная власть почти всегда поддерживает позицию налогоплательщиков.


Слухи о возможных изменениях, которые затронут ФНС, появились еще в 2019 году. Работники государственного органа не хотели верить, что состав штата вновь подвергнут корректировке.

Однако в июле того же года до руководства организации была доведена стратегическая карта ФНС России на 2015-2019 годы. Документ предусматривал проведение оптимизации.

Самые большие изменения, согласно положениям карты, должны были затронуть Алтайский край. В субъекте должна была пройти налоговая реорганизация. Документ предполагает присоединение двух инспекций к Управлению по республике Алтай. Полномочия реорганизуемых органов перейдут к принимающей организации.

Планируется, что подобные изменения позволят снизить долю руководителей и обеспечивающего персонала к общей численности работников.

Помимо объединения, документ предполагает развитие аналитических функций и более узкой специализации сотрудников государственного органа. Эти действия позволят повысить качество деятельности. Планируется не только сокращение.

В процессе проведения оптимизации работу могут получить специалисты, способные осуществлять аналитические функции.

Кроме того, может быть открыт набор сотрудников, которые будут осуществлять оказание сервисных услуг. При этом общая численность работников сохранится на прежнем уровне.

Сегодня реализация положений стратегической карты уже начата.

В прессе появляется информация о том, что изменения, затронувшие республику Алтай, являются экспериментом. Если он пройдет удачно, подобная оптимизация будет проведена и в других субъектах РФ.

Что это такое

Реорганизация налоговых органов ничем не отличается от классической процедуры. По этой причине необходимо понимать, что это такое.

Реорганизация – ряд преобразований, конечной целью которых является внесение изменений в организационную структуру и действующую систему управления с сохранением основных средств фирмы и ее производственного потенциала.

Все нюансы процедуры прописаны в положениях ГК РФ.

Так, сотрудниками учреждения может быть организована налоговая проверка при реорганизации.
Особенностью мероприятия служит тот факт, что оно не создает новых налоговых обязательств перед государством.

Сложность процедуры может состоять в выстраивании отношений новой фирмы с государственным органом. Так как не всегда ясны все нюансы действий, которые должны совершить владельцы компании после реорганизации.

Следует помнить, что обязанность платить налоги возникает вне зависимости от того, осведомлен ли правопреемник об имеющейся задолженности или нет. Согласно нормам Налогового Кодекса, принимающее учреждение получает возможность пользоваться всеми правами реорганизованной фирмы и должно выполнять все обязанности.

Видео: изменения в законодательстве

Чем регулируется

В большинстве случаев выполнение процедуры затрагивает все сферы функционирования компании.

По этой причине действие регулирует целый ряд нормативно-правовых актов, с которым в обязательном порядке необходимо ознакомиться.

Особое внимание нужно уделить:

В нормативно-правовых актах содержится информация об основных этапах проведения мероприятия. Отклонение от них может стать причиной признания действия незаконным и его последующей отмены.

Выполнив операцию правильно, человек сможет получить гарантию того, что фирма может начать дальнейшее функционирование без необходимости отмены принятых изменений.

Цель

Цель проведения процедуры может существенно различаться в зависимости от ситуации. Обычно действие выполняют в том случае, когда нынешнее состояние компании не способствует достижению поставленных целей.

Причиной реорганизации налоговой инспекции может служить желание руководства улучшить работу государственного органа и сэкономить государственный бюджет.

Однако пока грядущие изменения не очень радуют специалистов налоговой службы.

Они считают, что укрупнение и объединение подразделений приведет к существенной удаленности подчиненных от начальства, что неминуемо приведет к затруднению взаимодействия с руководством.

Некоторые подразделения действительно территориально очень удалены друг от друга. Решение данной проблемы пока не сообщается.

Когда началась

Стартом реорганизации налоговой службы стал выпуск стратегической карты ФНС России на 2019-2019 годы. Документ был опубликован в июле того же года. В одном из пунктов бумаги содержалась информация о необходимости оптимизации деятельности налоговых органов.

Пока изменения коснулись только Алтайского края, однако в дальнейшем действия по аналогичному сценарию могут быть осуществлены и в других регионах.

В чем суть

В процессе реорганизации планируется осуществить укрупнение налоговых инспекций и их отделов. Они будут объединены в один межрайонный территориальный орган.

Примечательно, что иногда отделения территориально находятся очень далеко друг от друга, что препятствует осуществлению нормального взаимодействия между ними.

Пока решение этого вопроса не найдено. На месте прежних инспекций будут созданы так называемые ТОРМы. Они заменят собой привычные филиалы.

Помимо укрупнения, произойдет и объединение отделов.

Целый спектр разных отделений станет одним целым. Сегодня уже существует список с указанием частей налоговой инспекции, которые в дальнейшем будут осуществлять работу совместно.

Осуществление реорганизации приведет к тому, что налоговая инспекция будет на 50% состоять из контролирующих блоков. Оставшиеся 50% придутся на другие инстанции.

Процедура реорганизация в налоговой системе

Грядущую процедуру можно условно разделить на 2 части. Чтобы разобраться во всех изменениях, которые затронут государственный орган, необходимо отдельно изучить каждый раздел возможных корректировок.

Укрупнение отделений

Основной этап реорганизации налоговой службы – укрупнение отделений. Для его осуществления налоговые службы, находящиеся рядом, будут объединены в межрайонную инспекцию. На месте прежних учреждений будут созданы ТОРМы, которые фактически станут филиалами головных организаций. В остальном все останется по прежнему.

Объединение отделов

Во время грядущей процедуры реорганизации будут объедены некоторые отделы налоговой службы.

Так, осуществлять деятельность совместно в дальнейшем будет:

  • отдел по работе с налогоплательщиками с отделом анализа;
  • юридический с отделом аудита;
  • отдел камерных проверок физических лиц с аналогичным отделов, взаимодействующим с юридическими лицами;
  • бухгалтерия с канцелярией;
  • отдел информационных технологий с отделом ввода информации.

В дополнение к существующим будет создан новый отдел – отдел истребования документов.

Не совсем понятно, в чем состоит его отличие от отдела встречных проверок. Однако в СМИ появляется информация о том, что сотрудники отдела, в дополнение к основным обязанностям, будут заниматься штриховкой документации. Однако пока точной информации об его деятельности нет.

Вопросы

Грядущая процедура неминуемо приводит к возникновению ряда вопросов у предпринимателей, на которых отразится реорганизация налоговой службы. На самые популярные из них можно дать ответ уже сейчас.

Смена КПП

В результате реорганизации налоговой службы произойдет замена КПП. Коды известны уже сейчас.

Специалисты государственного органа отмечают, что, если в свидетельстве о постановке на учет содержится КПП недействующего отделения, предпринимателю необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения.

Специалисты организации осуществят замену кода. Владельцу бизнеса при этом будет выдана новая выписка из ЕГРЮЛ, содержащая внесенные коррективы. Плата за замену не взимается, если человек обратится в налоговый орган по месту учета. Чтобы специалисты службы осуществили замену, необходимо заполнить заявление.

Когда происходит смена КПП, налоговая служба обязана уведомить предпринимателя.

Однако бумага, содержащая информацию, направляется по месту регистрации юридического лица. Если компания фактически там не располагается, с получением уведомления могут возникнуть сложности. По этой причине предприниматель должен самостоятельно проявлять внимательность.

Проведение проверок в это время

Официальных заявлений о возможных проверках пока не было. Однако коррективы обязательно приведут к их необходимости. По этой причине нужно заранее подготовиться, что за время реорганизации может быть осуществлен ряд проверок с целью выяснения реального положения дел.

Реорганизация налоговой службы – процедура, к которой специалисты относятся неоднозначно. Пока нет четкого мнения о том, что принесет мероприятие простым предпринимателям. Однако сами сотрудники государственного органа не очень довольны произошедшим событием. Коррективы приведут к кардинальным изменениям в привычном укладе функционирования службы.

Кроме того, усложнится взаимодействие с начальством, что может привести к возникновению затруднений в процессе обслуживания клиентов и исполнения принятых решений. Однако не исключено, что оптимизация повлечет за собой и положительные последствия.

Лучшие статьи по теме