Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Услуги
  • Главная
  • Финансы
  • Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства Дипломатическим иммунитетом обладают

Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства Дипломатическим иммунитетом обладают

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пре­бывания в соответствии с международным правом и националь­ным законодательством предоставляются особые льготы, пре­имущества.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

В отношении помещений представительства - как собст­венных, так и наемных - предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обес­печивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Конвенция содер­жит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы явля­ются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными "в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata ). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства.

С целью эффективного выполнения возложенных на них аккредитующей стороной полномочий, иностранные дипломаты и дипломатические представительства в стране пребывания обеспечиваются привилегиями и иммунитетами, которые гарантирует им Венская конвенция 1961 года.

Иммунитет (от латинского "immunitus" - освобождение от чего) - это освобождение от административной, уголовной, гражданской юрисдикции страны пребывания. Основа дипломатических иммунитетов - личная неприкосновенность дипломата. Он не может подлежать аресту или задержанию в какой форме. Власти страны пребывания, освобождая дипломата от своей юрисдикции, принимает все необходимые меры для предотвращения посягательством на его личную свободу и достоинство.

Привилегии - это льготы, преимущества (например, освобождение от налогов, таможенных сборов и уходу и т.д.), которые рядовым иностранным гражданам не предоставляются. Предоставляя иностранным дипломатам особые права и освобождая их от своей юрисдикции, государство, которое принимает, считает их "абсолютно свободными" в исполнении своей миссии. Этот принцип исходит от суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного права.

Дипломатический иммунитет и привилегии предоставляются дипломатическому персоналу, торговым представителям (советникам, атташе), их заместителям, атташе по вопросам обороны и их помощникам, специальным атташе, а также распространяются на членов их семей.

Для подтверждения принадлежности к дипломатического персонала дипломатам и членам их семей служба государственного протокола МИД выдает на основании загранпаспортов специальные карточки, которые являются свидетельством того, что они пользуются всеми привилегиями и иммунитетами. Дипломаты заинтересованы в максимально короткий срок получить этот документ, потому что только при его наличии они могут эффективно выполнять свои обязанности, решать вопросы, которые касаются их проживания в стране пребывания.

Некоторые страны в дипломатических паспортах не указывают дипломатический ранг или должность в посольстве, а употребляют обобщенный термин "дипломат" (Гана, Замбия, Заир, Камерун, Индия и др.) или "сотрудник зарубежной службы" (Нигерия, Сингапур и т.д.), или "правительственный служащий" (Бангладеш, Пакистан и др.). В Великобритании вообще не существует дипломатических паспортов, а в документах английских дипломатов есть только запись: "Сотрудник дипломатической службы ее Величества". Дипломатические паспорта выдают в США, в них делается лишь запись о том, что их владельцы находятся за границей за назначением Государственного департамента. В этих и других подобных случаях посольства, отправляя в МИД страны пребывания ноты с запросом о выдаче дипломатической карточки и добавляя к ней паспорта новых сотрудников, указывают разряды (должности) этих работников.

При рассмотрении вопросов регистрации паспортов и выдачи документов работникам административно-технического и обслуживающего персонала расшифровка их специальностей не требуется, им также выдаются протоколом МИД служебные удостоверения, которые гарантируют определенные привилегии и иммунитеты.

Согласно Венской конвенции, существуют две категории привилегий и иммунитетов: такие, касающиеся дипломатического представительства, и личные, касающиеся глав и персонала диппредставительства.

К первой категории иммунитетов принадлежит неприкосновенность помещений представительства. Представители властей страны пребывания могут войти к ним только с разрешения главы представительства. Это касается всего помещения или его части, если посольство находится в общем дома, резиденции главы диппредставительства и территории вокруг здания посольства. При этом не имеет значения, эти помещения являются собственностью аккредитующего государства, или арендуются.

Согласно Венской конвенции, государство пребывания обязано обеспечить надлежащие меры защиты помещения от любого проникновения на его территорию, нанесение ущерба и нарушение спокойствия сотрудников посольства. Все, что находится на территории посольства, его средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной является также официальная корреспонденция посольства, а дипломатическая почта не подлежит открытию или задержанию. Дипломатическая почта передается через дипломатических курьеров или путем закодированных и шифрованных депеш, для чего диппредставництву, с согласия страны пребывания, разрешается устанавливать специальные радиопередатчики. В дипломатической практике сегодня активно используется также способ так называемой командирской почты, когда она передается с командиром воздушных судов своей страны, что также предусматривается Конвенцией 1961 года.

В случае разрыва дипломатических отношений и отзыва главы и персонала (даже в случае вооруженного конфликта) государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства с его имуществом и архивами. Но, к сожалению, этого правила далеко не всегда соблюдаются, особенно во время вооруженных конфликтов в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Согласно Венской конвенции, в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно оказать всяческое содействие всем лицам, которые пользуются иммунитетами и привилегиями, в полишенні страны пребывания в кратчайший срок, предоставив для этого соответствующие транспортные средства, в том числе и для перевозки их имущества.

Помещения дипломатического представительства не может использоваться для задержания любого лица или для предоставления ему убежища, хотя это правило также нарушается, и не всегда по вине дипломатов.

Венская конвенция подтверждает международную практику так называемого фискального иммунитета, то есть освобождение диппредставительств от всех государственных, районных или муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон, вывоз мусора и т.п.).

Согласно Конвенции 1961 года, диппредставительствам предоставляется ряд льгот. Так, например, таможенные привилегии согласно ст. 36 позволяют ввозить в страну пребывания без уплаты пошлины предметы и оборудование, необходимые для официального использования в диппредставительстве.

Разрешается также использовать флаг и эмблема (герб) аккредитующего государства в помещениях диппредставительства, включая резиденцию, автомобиль главы диппред - ставництва.

Ко второй категории принадлежат личные иммунитеты и привилегии дипломатических сотрудников, основным из которых является личная неприкосновенность. В Венской конвенции (ст. 29) записано: "Государство пребывания обязано относиться к нему (то есть до дипломата. - О. С.) с должным уважением и принимать все необходимые меры с целью предупреждения каких - либо посягательств на его личность, свободу и достоинство".

Частная резиденция посла, как и его корреспонденция, имущество и средства передвижения также считаются неприкосновенными и пользуются защитой.

Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной ответственности в любых случаях. От иммунитета в отношении конкретного дипломата, если он совершил некий преступление, может отказаться только страна, которая его назначал, что бывает крайне редко, потому что такой дипломат, как правило, возвращается домой и привлекается к уголовной ответственности как обычный гражданин своей страны.

Дипломаты не обязаны давать показания, но могут это делать по собственному желанию. Они также пользуются иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции - их нельзя оштрафовать или подвергнуть некоему другому административному наказанию; освобождаются от всех налогов, за исключением косвенных, которые обычно включаются в цену товара или обслуживания, от всех трудовых, государственных и военных обязательств.

Таможенные привилегии обеспечивают главе представительства и дипломатам право беспошлинного ввоза предметов личного пользования и увольнение их багажа от таможенного досмотра, если нет подозрения относительно перевозки недозволенных предметов (наркотики, оружие). К большому сожалению, такие нарушения хоть и очень редко, и все же случаются.

Однако иммунитет и привилегии не увольняют дипломата и членов их семей от обязанности соблюдать законы, указы, правила и обычаи страны пребывания и ни в коем случае не дают разрешения вмешиваться в ее внутренние дела.

Одним из привилегий дипломатических сотрудников посольства является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания, за исключением зон, которые закрыты для иностранцев из соображений безопасности.

Дипломатам и членам их семей предоставляют привилегии и иммунитеты и те государства, территорию которых они пересекают, чтобы прибыть к месту работы и обратно. Это касается также беспрепятственного проезда административно-технического и обслуживающего персонала.

Дипломатические привилегии и иммунитеты в полном объеме предоставляются и главам государств и правительств, министров иностранных дел, представителям международных организаций, имеющих дипломатический статус, другим гражданам, имеющим дипломатические паспорта, выданные им на законных основаниях.

Нормы Венской конвенции 1961 г. о личных привилегиях и иммунитетах являются общими для всех дипломатов – и главы дипломатического представительства, и дипломатических агентов.

Неприкосновенность личности: дипломаты не подлежат аресту и задержанию ни в какой форме; даже судебное решение не может быть основанием ареста, заключения или содержания под стражей. Государство пребывания обязано относиться к дипломатам с уважением и принимать все надлежащие меры для предотвращения любых посягательств на их личность, свободу и достоинство.

Власти государства пребывания обязаны не только сами воздерживаться от оскорбления и насилия по отношению к дипломатам, но и ограждать их от оскорблений и насилия со стороны других лиц. Конкретизация этой общей нормы – Конвенция 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся дипломатической защитой, в том числе дипломатических агентов.

Неприкосновенность жилища – частные резиденции дипломатов пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение самого дипломатического представительства. Неприкосновенны корреспонденция и другие бумаги дипломатов. Их транспортные средства не подлежат аресту и задержанию.

Дипломаты пользуются полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания – местные суды и правоохранительные органы не вправе принимать к производству и возбуждать уголовные дела против дипломатов. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Только государство аккредитования может своей волей лишить дипломата этого иммунитета.

Дипломаты пользуются иммунитетом и от гражданской юрисдикции государства пребывания, за исключением:

  • – вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания, если дипломат не владеет этой недвижимостью от имени аккредитующего государства для целей дипломатического представительства;
  • – наследственных исков, в которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя наследственного имущества, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени государства аккредитования;
  • – исков, относящихся к профессиональной или коммерческой деятельности дипломата, осуществляемой им на территории государства пребывания за пределами своих официальных функций. В принципе, дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды (ст. 42 Венской конвенции 1961 г.);
  • – если дипломат сам выступает истцом в суде государства пребывания либо предъявляет встречный иск, он автоматически отказывается от своего судебного иммунитета.

Иммунитет от административной юрисдикции – дипломаты не могут быть подвергнуты штрафу и иным административным взысканиям. В случае совершения дорожно-транспортного происшествия дипломат не может быть оштрафован, против него нельзя возбудить дело о возмещении ущерба, принять какие-либо принудительные меры. В подобной ситуации можно предъявить претензии через министерство иностранных дел государства пребывания.

Фискальный иммунитет – дипломаты освобождены от уплаты налогов, сборов и пошлин, государственных, муниципальных и районных, за исключением косвенных налогов, налогов на наследство и на частное недвижимое имущество, сборов за конкретные виды обслуживания.

Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для личных нужд дипломата и членов его семьи в государстве пребывания, при ввозе и вывозе освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата не может быть подвергнут таможенному досмотру, если только нет оснований полагать, что в багаже провозятся запрещенные предметы.

Все эти привилегии и иммунитеты распространяются и на членов семьи дипломата, проживающих совместно с ним и не являющихся гражданами государства пребывания. Преамбула Венской конвенции 1961 г. – привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного функционирования дипломатического представительства как органа государства. В случае совершения дипломатом серьезного правонарушения он признается нежелательным лицом, и государство аккредитования обязано отозвать его.

Административно-технический персонал дипломатического представительства и члены их семей, проживающие совместно и не являющиеся гражданами государства пребывания, пользуются личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальным иммунитетом и таможенными привилегиями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции предоставляется этим лицам только в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.

Члены обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин с их заработка и пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Во многих двусторонних соглашениях предусмотрено предоставление на взаимной основе полного объема дипломатических привилегий и иммунитетов административно-техническому и обслуживающему персоналу (договоры США – Канада, США – Великобритания, США – Россия).

Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются с момента прибытия на территорию государства пребывания до момента выезда с этой территории (даже при начале военного конфликта). Если сотрудник дипломатического представительства при выполнении своих служебных функций совершил противоправное деяние, его иммунитет продолжает действовать и после окончания дипломатической службы. Бывший дипломат, приезжая на территорию государства, где он ранее пользовался иммунитетами, не может быть привлечен к ответственности за деяния, совершенные им при нахождении на дипломатической службе. Однако бывший дипломат может быть привлечен к ответственности за деяния, совершенные им не при выполнении служебных обязанностей.

Дипломаты и члены их семей, проезжающие через территорию третьего государства, пользуются неприкосновенностью и другими иммунитетами, которые требуются для беспрепятственного проезда через территорию этого государства. Третье государство не должно препятствовать беспрепятственному проезду через его территорию административно-техническому и обслуживающему персоналу.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года уделяет значительное внимание дипломатическим привилегиям и иммунитетам. И это не случайно, потому что институт привилегий и иммунитетов существует специально для обеспечения выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций. Этот институт возник в глубокой древности и первоначально его нормы действовали в качестве обычных. В настоящее время они зафиксированы во многих многосторонних и двусторонних соглашениях.

В международной доктрине существует несколько принципиальных подходов к обоснованию предоставление дипломатических привилегий и иммунитетов:

Принцип взаимности - в его основе лежит понимание того, что предоставление дипломатических привилегий и иммунитета осуществляется на взаимной основе;

Принцип альтернативности - в его основе лежит утверждение о том, что предоставление привилегий и иммунитетов является правом, а не обязанностью государства;

Принцип функциональной необходимости - в его основе лежит признание того, что в государстве пребывания дипломатического представительства иностранного государства должны быть созданы надлежащие условия для эффективной деятельности. Следует отметить, что именно на таком подходе базируется Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Во дипломатическими привилегиями понимаются особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами пребывания.

Во дипломатическими иммунитетами понимают изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

В международном праве различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников (личные привилегии и иммунитеты).

К привилегий и иммунитетов дипломатических представительств относятся:

Неприкосновенность помещений представительства - она означает, что власти государства пребывания не могут вступать в это помещение без согласия главы представительства. Более того, в стране пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого нанесения вреда и вторжения и предотвращения всякого нарушения спокойствия или оскорбления его достоинства. Помещения представительств, предметы их обстановки и другое имущество, находится в них, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обысков, ареста, реквизиции и исполнительных действий. При этом термин «жилище» толкуется расширительно и охватывает здания или части зданий, используемые для представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы не принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть дома земельный участок. Но это ни в коей мере не означает, что помещения дипломатического представительства является суверенным частью территории государства, аккредитует. Территория дипломатического представительства находится под суверенитетом государства пребывания, но ей, согласно международному праву, предоставлен особый правовой режим (режим экстерриториальности) с целью успешного выполнение функций, возложенных на представительство;

Фискальный иммунитет (от лат, fiscalis - казенный) означает освобождение дипломатических представительств всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Собрание, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин государства пребывания

Неприкосновенность архивов и документов представительства - эти объекты неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения, т.е. где бы они теоретически не находились. Корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни распечатыванию, ни задержке;

Свобода сношений представительства - означает, что дипломатическое представительство имеет свободу сношений со своим правительством, другими представителями и консульствами аккредитованной государства, где бы они ни находились. Для осуществления этих отношений дипломатические представительства вправе пользоваться всеми средствами, которые подходят, включая дипломатических курьеров, закодированными или шифрованными депешами. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Государством, аккредитующим, или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc (например, командир гражданского воздушного или морского судна, несущего флаг государства, аккредитует). В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатические представительства вправе по согласия страны пребывания установить радиостанцию и использовать ее, а также обладают внеочередным правом пользования средствами гражданского электросвязи. В свою очередь, государство пребывания для надлежащего и эффективного выполнения функций дипломатических представительств обязана способствовать облегчению их работы, обеспечить свободу передвижений и сообщений, предоставить все возможности для выполнение функций дипломатических представительств;

Право пользования флагом и эмблемой государства, аккредитует, - это право принадлежит как самому представительству, так и его главе. Эти символы государства, аккредитует, размещаются в помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

В личных привилегий и иммунитетов относятся:

Неприкосновенность личности дипломата - лицо дипломатического агента неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в любой другой форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать надлежащие меры для предотвращения каких-либо посягательств на его личность, свободу, достоинство.

Неприкосновенность жилища - частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения дипломатического представительства (Частная резиденция дипломатического агента включает в себя любое помещение, в котором может жить дипломат: квартиру, номер в гостинице, дом). Бумаги дипломатического агента, его корреспонденция, кроме ряда случаев, связанных с гражданской юрисдикцией государства пребывания, неприкосновенны;

Иммунитет от юрисдикции - дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и адми-

нистративного юрисдикции государства пребывания. Он абсолютный иммунитет от уголовной юрисдикции.

По общему правилу дипломат не должен нарушать законов государства пребывания, однако в случае совершения им уголовно наказуемого деяния уголовное дело в отношении него не нарушается в силу данного иммунитета. Такая лицо объявляется persona non grata и ему предлагается покинуть территорию государства пребывания. Вместе с тем, принимающая сторона, может ходатайствовать перед правительством государства, аккредитует, об отказе в иммунитете дипломату, что сделал преступление. При его получении такой отказ должна быть ясно и точно выражена.

На дипломатов также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции, кроме таких случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если он не владеет этим имуществом для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или видмовоодержувача наследия. Таким образом, дипломатический агент не может ссылаться на дипломатический иммунитет как основание для отказа от явки при рассмотрении иска или иного дела, принадлежащего к наследованию;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или комерцийнии деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Дипломаты также пользуются иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания и поэтому на них не могут налагаться штрафы и другие административные взыскания.

Вместе с тем следует иметь в виду, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитованной государства;

Фискальный иммунитет - дипломатический агент освобождается от всех пошлин и налогов, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

а) косвенных налогов, включаемых в цену то-вара и обслуживания;

б) сбора налогов на частное недвижимое имущество, находящееся в аккредитованной государстве, если он не владеет им от имени аккредитованной государства, или для представительства;

в) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых страной пребывания;

г) сборов и налогов на частный доход, источник которых находится в стране пребывания;

д) судебных, реестровых сборов, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории государства пребывания.

Кроме дипломатического персонала, иммунитеты и привилегии распространяются на членов их семей.

К членам семьи дипломата принадлежат его жена (муж) и несовершеннолетние дети, а также, согласно международного порядка, взрослые незамужние дочери дипломата, проживающих с ним совместно и находятся на его иждивении.

Дипломатические привилегии и иммунитеты начинают распространяться на лиц, определенных в международном праве, с момента пересечения ими границы принимающего государства, и действуют до момента выезда указанных лиц из государства пребывания. Дипломат и члены его семьи пользуются установленными в международном праве привилегиями и иммунитетами также при проезде через третье государство. Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического и обслуживающего персонала представительства и членов их семей. Таким образом, дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для того, ицоб игнорировать законы, правила и обычаи государства пребывания, а с целью более эффективного выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций в полной соответствии с нормами международного права и внутригосударственного права страны пребывания.

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой те особые права и преимущества, которые предоставляется иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения воз-
ложенных на.них полномочий. Иммунитет (от лат», immunitus – освобождение, избавление от чего-либо) - это изъятие, из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства-пребывания. Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Государство, предоставляя иностранным дипломатам особыр права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их «абсолютно свободными» в выполнении порученной миссии. Этот принцип является производным суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного права.

Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических институтов с учетом традиций и обычаев, существующих в различных странах. Известно, что священные законы Древней Индии («Законы Ману») запрещали под страхом смерти поднимать руку на посла; так как «послы, в силу своей миссии, от которой зависят мир и война, находились под боже­ственным покровительством, а потому поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению». В Древней Греции и Древнем Риме личность посла считалась священной и неприкосновенной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого «права народов», как в те времена в Риме именовалось международное право. «Если кто-либо нанесем ущерб послу враж­дебной страны (!), это должно рассматривася как нарушение права народов, все послы признаются священными особами», - так тракто­вался посольский иммунитет римскими-правоведами.

В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дип­ломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенция­ми. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о диплома­тических сношениях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В некоторых из них Венская конвенция вошла в национальные законода­тельства, а многие страны приняли специальные законы .

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (по­слы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланни­ки, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секрета­ри-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их по­мощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельс­кого хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на чле­нов семёй дипломатических работников, проживающих с ними.



Для подтверждения принадлежности к дипломатическому персона­лу дипломатам и членам их семей служба государственного протокола МИДа выдает дипломатические карточки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатический паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства.

Венская конвенция устанавливает две категории привилегий и иммуни­тетов: относящиеся к: дипломатическому представительству как тако­вому и личные, т.е. принадлежащие главам и персоналу представительства.

К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность по­мещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются здания или часть зданий, используемые для целей представителсьтва, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия работников посольства. Предметы обстановки и другое и другое находящееся в помещениях имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В Венской конвенции подтверждена международная практика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон и т.д.) – так называемый фискальный иммунитет.

Кроме того, Конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Таможенные привилегии разрашают государству пребывание беспошлинно ввозить предметы, предназначенные для официального использования в представительстве. Еще одной привилегией является право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения.

Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов называется личная неприкосновенность дипломатических представителей. Глава представительства и члены дипломатического персонала неподлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, а государства пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государтсва пребывания. Если в следственные и судебные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказыватьься только правительство страны назначения.

Дипломаты пользуются также иммунитотом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно:

1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания;

2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через часное лицо;

3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результа­те которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. В соот­ветствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотруд­ники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, обычно включаемых в цену товаров и об­служивания, сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого нахо­дится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслужива­ния; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недви­жимого имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их ха­рактера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.

Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановле­ния страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению дипломата «персоной нон грата».

Одной из привилегий дипломатических сотрудников представи- тельств является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания. Исключение составляет въезд в зоны, которые обозначеныкак запретные по сообрашениям безопасности.

Один из допломатов назвал их «интеллегентными цыганами, к котороым значительное число населения стран их временного пребывания относится как к разботатевшим цыганам».

В этих условиях нормальная работа дипломатических представительств и дипломатов может осуществляться только при признании их суверенитета и независимого положения в стране
пребывания. В качестве суверенных представителей независимого государства они не могут быть подчинены другому, иностранному для них государству и управляться им. Их посылают в чужую страну и должны принимать именно как представителей чужой страны. Они лояльны своему государству, но они не слуги двух господ и не могут быть верны тому правительству, при котором аккредитованы. Но это должно быть отражено в соответствующих международных нормах, что и сделала Венская конвенция. Статья 24 Венской конвенции гласит:

«Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным
уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Статья 31 Конвенции указывает, что дипломат пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он не обязан давать показания в качестве свидетеля (но этот иммунитет
не избавляет его от юрисдикции аккредитующего государства).

Контрольные вопросы

1. Перечислите функции дипломатических представительств в соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.

2. Что такое агреман? Как он запрашивается?

3. Что такое верительная, отзывная и отпускная грамоты?

4. Как аккредитуются военные атташе?

5. Права и обязанности Чрезвычайного и Полномочного посла.

6. Дуайи дипломатического корпуса и его функции.

Глава 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Лучшие статьи по теме