Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Услуги
  • Главная
  • Бизнес
  • Письменная информация (отчет) аудиторской организации. Письменная информация аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита Письменная информация по результатам аудита образец

Письменная информация (отчет) аудиторской организации. Письменная информация аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита Письменная информация по результатам аудита образец

На основании обобщения результатов проведенного аудита аудитор должен подготовить руководству предприятия информацию в письменном виде.

Письменная информация (отчет) носит обязательный характер при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку и составление официального аудиторского заключения.

При инициативном аудите или аудите за неполный календарный год (промежуточный аудит) письменная информация готовится, если это предусматривается в договоре с предприятием.

Письменная информация готовится на завершающей стадии аудита и отражает точку зрения аудитора об аудируемой отчетности. В этом документе (отчете) указываются выявленные в ходе аудита существенные ошибки и искажения, связанные с фактами хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность отчетности.

Письменная информация составляется с целью доведения до руководства предприятия всех сведений о недостатках в ведении бухгалтерского учета, системе внутреннего контроля, которые могут привести к значительным нарушениям и существенным ошибкам в отчетности, и внесения конструктивных предложений по со-вершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего кон-троля предприятия.

Подготавливая отчет, аудитор должен быть уверен в том, что количество и качество собранных доказательств является достаточным. Но при этом понимая, что полностью устранить риск выдачи ошибочного заключения невозможно, а дальнейшее снижение аудиторского риска за счет дополнительного сбора аудиторских доказательств нецелесообразно.

Письменная информация не может рассматриваться как полный отчет обо всех существующих недостатках, а отражает лишь те из них, которые были обнаружены во время аудиторской проверки.

Аудиторская организация в соответствии с правилом (стан-дартом) «Письменная информация аудитора руководству эконо-мического субъекта по результатам проведения аудита» разраба-тывает единую внутрифирменную форму подготовки письменной информации для обеспечения единообразия оформления документов и утверждает ее в виде внутрифирменного стандарта.

Письменная информация должна обязательно содержать следующие сведения:

реквизиты аудиторской организации;

реквизиты проверяемого предприятия;

проверяемый период, дату подписания письменной информации;

перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, подвергавшихся проверке;

методику аудиторской проверки с указанием способов проверки (сплошной, выборочный);

выявленные в ходе аудита существенные нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бух-галтерской) отчетности относительно порядка, установленного за-конодательством Российской Федерации, и их влияние на до-стоверность этой отчетности;

результаты проверки с указанием оценки выявленных расхождений в отчетных показателях;

При последующих проверках выясняется, насколько руководство аудируемого предприятия своевременно и правильно внесло все изменения в учет и отчетность. Оцениваются и анализируются исправления, сделанные по замечаниям, отмеченным в предыдущем отчете аудитора.

Фиксируя в письменной информации обнаруженные отклонения по ведению объектов учета, аудитору необходимо их обосновать, указать причину и дать им оценку, ссылаясь на действующие нормативные документы.

Если аудируемый объект имеет сложную организационную структуру, то аудитор должен изложить общий результат проверки с учетом сведений о филиалах, подразделениях и дочерних предприятиях и дать анализ влияния этих сведений на общий итог аудиторской проверки.

Все сделанные выводы и замечания в зависимости от их су-щественности влияют на выбор формы аудиторского заключения. При формировании модифицированного аудиторского заключения письменный отчет аудитора должен содержать развернутую аргументацию мнения аудитора.

Требования, предъявляемые к оформлению и содержанию письменной информации

Письменная информация должна иметь сквозную нумерацию страниц, быть оформлена на бланке аудиторской организации либо иметь угловой штамп аудиторской организации.

Сведения должны быть четкими, краткими, содержательными, с выделением наиболее значимых событий, со ссылкой на нормативные документы.

При необходимости внесения исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности аудитор должен указать на существенный характер таких требований и их влияние на формирование его мнения при подготовке аудиторского заключения.

В отчете аудитора должны быть указаны все сведения о проверяемом предприятии и проверяющей аудиторской организации, основные направления проверки, существенность обнаруженных неточностей и нарушений в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.

Письменная информация составляется не менее чем в двух экземплярах с предоставлением одного из них либо лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг, либо лицу, указанному в договоре.

Информация, содержащаяся в письменном отчете аудиторской организации, имеет конфиденциальный характер.

Подготовленная письменная информация должна подпи-сываться аудиторами и другими специалистами (экспертами), непосредственно участвующими в аудиторской проверке. При участии в проверке значительного количества сотрудников отчет должен быть подписан руководителем всей группы или руково-дителями отдельных подгрупп.

Еще по теме 9.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудиторской проверки:

  1. 9.3. Оценка результатов аудиторской проверки и обобщение полученной информации
  2. 23.8. Особенности аудиторской проверки финансовых результатов на субъектах малого предпринимательства
  3. 2.2. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при осуществлении аудиторской проверки

(аудитора) по результатам проведения аудита

Подготовка письменной информации обязательна в следующих случаях:

· при проведении аудита, по итогам которого предусматривается подготовка аудиторского заключения;

· если подготовка письменной информации предусмотрена договором оказания аудиторских услуг.

В письменной информации аудиторская организация обязана указать все установленные в ходе аудита искажения и (или) нарушения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом аудиторская организация вправе привести в письменной информации любые сведения, касающиеся аудита и фактов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, которые сочтет целесообразным.

· сведений о нарушениях порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, недостатках в бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля аудируемого лица, которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Письменная информация содержит отчет аудиторской организации о результатах проведения аудита, прилагается к аудиторскому заключению и не может рассматриваться как отчет обо всех существующих недостатках в финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. Письменная информация указывает на недостатки, обнаруженные в процессе конкретного аудита.



Письменная информация должна содержать следующие реквизиты:

· исходящий номер и дату подписания письменной информации аудиторской организацией;

· указание на лицо, которому адресуется письменная информация в соответствии с договором оказания аудиторских услуг;

· название документа;

· реквизиты аудиторской организации (наименование и юридический адрес либо фамилия, инициалы и адрес аудитора – индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации; номер и дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность; учетный номер плетельщика; фамилии и инициалы аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите; номера и даты выдачи квалификационных аттестатов аудиторов; при необходимости может быть указано распределение обязанностей аудиторов и специалистов в ходе проведения аудита);

· реквизиты аудируемого лица (наименование и юридический адрес либо фамилия, инициалы и адрес индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации; учетный номер плательщика; фамилии и инициалы должностных лиц, ответственных за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);

· основание для проведения аудита (дата и номер договора оказания аудиторских услуг);

· период времени, за который проводился аудит;

· даты начала и завершения аудита.

· развернутая аргументация причин, приведших к условно положительному или отрицательному аудиторскому мнению, а также к отказу от его выражения либо к выражению безусловно положительного аудиторского мнения с поясняющим пунктом о наличии серьезного сомнения в возможности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;

· выявленные в ходе аудита нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций;

· выявленные в ходе аудита недостатки в организации бухгалтерского учета и состоянии системы внутреннего контроля, которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· оценка количественного расхождения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и прогнозируемых показателей по результатам аудита;

· другие сведения, полученные в ходе аудита или предусмотренные договором оказания аудиторских услуг.

В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, специфики аудита, размеров и особенностей хозяйственной деятельности аудируемого лица в письменную информацию включаются следующие сведения:

· количественный состав и структура бухгалтерской службы аудируемого лица, способ ведения бухгалтерского учета;

· перечень основных областей и направлений бухгалтерского учета, подлежавших аудиту;

· утверждение, что аудиторская организация осуществляла аудит в соответствии с правилами аудиторской деятельности, и случаи отклонения от правил, если таковые имелись (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку аудиторского заключения);

· методика проведения аудита (указание разделов бухгалтерского учета, проверенных сплошным методом и выборочно, описание построения аудиторской выборки);

· информация о ходе аудита;

· особенности проведения аудита;

· сведения об осуществлении аудита обособленных подразделений и дочерних организаций аудируемого лица, их результаты и влияние на итоги аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целом (в случае, если аудируемое лицо имеет сложную организационную структуру);

· перечень всех выявленных в процессе аудита недостатков, замечаний и рекомендации по их устранению;

Сведения в письменной информации должны излагаться последовательно в соответствии с перечнем проверяемых по программе аудита вопросов.

Если по результатам проверки отдельных вопросов нарушений и недостатков не установлено, в письменной информации следует указать: «По данному вопросу нарушений не обнаружено».

Подробные сведения о выявленных незначительных недостатках могут быть вынесены в приложения к письменной информации.

В целях обеспечения единообразного оформления письменной информации аудиторские организации должны в соответствии с требованиями республиканского правила аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16 января 2003 г. № 4 (с изменениями и дополнениями), разработать для себя правила аудиторской деятельности аудиторской организации, посвященные вопросам подготовки письменной информации.

Письменная информация составляется в ходе аудита и направляется заказчику на его завершающем этапе. В процессе аудита заказчику может передаваться промежуточная информация в устном или письменном виде. Все входящие и исходящие документы, содержащие промежуточную информацию, необходимо приобщить к рабочей документации аудитора.

Письменная информация должна составляться с учетом требований, предъявляемых к официальной переписке, не менее чем в двух экземплярах и иметь сквозную нумерацию страниц. Первая страница письменной информации оформляется на бланке аудиторской организации или с угловым штампом аудиторской организации.

Письменная информация должна быть подписана всеми аудиторами, принимавшими участие в аудите. В случае если аудит проводило несколько групп аудиторов, письменная информация может быть подписана их руководителями.

Письменная информация может быть передана только следующим лицам:

· лицу, подписавшему договор оказания аудиторских услуг;

· лицу, названному получателем письменной информации в договоре оказания аудиторских услуг;

· любому другому лицу (в случае письменного указания, полученного аудиторской организацией от лица, подписавшего договор оказания аудиторских услуг со стороны заказчика).

Аудиторская организация вправе подготовить и передать под роспись получателю предварительный вариант письменной информации.

В предварительном варианте письменной информации могут содержаться требования по устранению выявленных нарушений законодательства, внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к подготовленной аудируемым лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом заказчик может подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменной информации, отражающий его точку зрения на изложенные в ней замечания и рекомендации.

Возражения заказчика принимаются аудиторской организацией во внимание, если она посчитает это нужным. Если в предварительном варианте письменной информации содержались существенные замечания, то в окончательном варианте следует дать оценку исправлениям, сделанным аудируемым лицом по замечаниям и предложениям аудиторской организации.

Несогласие заказчика с содержанием письменной информации не может служить основанием для отказа в ее получении.

Окончательный вариант письменной информации аудиторская организация обязана подготовить до даты подписания аудиторского заключения. При этом первый экземпляр письменной информации передается под роспись получателю, второй экземпляр с подписью получателя остается в аудиторской организации и приобщается к рабочей документации как обязательное приложение к аудиторскому заключению.

По согласованию с заказчиком, а также в случае отказа заказчика от получения письменной информации она может быть отправлена по почте или иным способом при условии документального подтверждения факта почтового отправления или другого способа передачи.

Письменная информация является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в ней, не подлежат передаче аудиторской организацией третьим лицам либо разглашению ее работниками и лицами, привлекаемыми к проведению аудита без письменного согласия заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Заказчик может распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение таких сведений заказчиком.

По требованию аудиторской организации заказчик обязан представить ей копию письменной информации по результатам аудита за предыдущий финансовый год. При этом аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность и по отношению к данной письменной информации.

Отказ заказчика в представлении письменной информации за предыдущий финансовый год может рассматриваться аудиторской организацией как ограничение объема аудита.

5.4. Отчетность о результатах работы аудиторских
организаций

Аудиторские организации по результатам своей деятельности за полугодие и год обязаны представлять государственную статистическую отчетность – Отчет о работе аудиторской организации (форма 2-аудит (Минфин)), утвержденный постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28 сентября 2007 г. № 248 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 22 октября 2008 г. № 357).

Данную полугодовую форму представляют в управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь юридические лица – аудиторские организации 1 марта и 20 июля. Отчет заполняется в тысячах рублей и составляется за полугодие и год с нарастающим итогом с начала года.

Отчет состоит из двух разделов: в первом отражаются основные показатели деятельности аудиторской организации, во втором –сведения об оказанных аудиторских услугах (приложение 4).

Тема 6. РЕВИЗИЯ (АУДИТ) ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
И ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ.
РЕВИЗИЯ (АУДИТ) УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ И
ФОРМИРОВАНИЯ УСТАВНОГО ФОНДА

План

1. Цель и задачи проверки организации бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля.

2. Источники информации и нормативное обеспечение проверки бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля.

3. Проверка состояния бухгалтерского учета.

4. Цель и задачи проверки учредительных документов и формирование уставного фонда.

5. Источники информации и последовательность проведения проверок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2005

    Целью аудиторской проверки операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета кассовых операций действующим в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2008

    Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита: ее содержание, подготовка и порядок представления. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие оплату труда в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2014

    Аудит кассовых операций является установлением соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

    реферат , добавлен 20.07.2008

    Понятие качества аудиторской работы. Свойства информации и состав ее потребителей. Обобщенный эффект аудиторской проверки - степень соответствия мнения аудитора потребностям в объективной информации, содержащейся в финансовой отчетности аудируемого лица.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2009

    Цель и нормативная база аудиторской проверки денежных средств предприятия на примере ООО "МагЛег". Типичные ошибки при ведении бухгалтерского учёта. Аудиторская проверка операций кассовых и по расчетному счету. Разработка письменного отчета аудитора.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Основная цель аудиторской деятельности, аудиторы как субъекты профессиональной деятельности. Сущность аудиторской деятельности. Профессиональная этика аудитора. Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2010

Правило (стандарт) аудиторской деятельности
"Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита"
(Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)

1. Общие положения

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2. Целью правила (стандарта) является унификация требований, предъявляемых к аудиторской фирме или аудитору, работающему самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя *(1) , в отношении содержания, формы и порядка подготовки письменной информации (отчета) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта по результатам аудита.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг . В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

2. Принципы подготовки письменной информации аудитора

2.1. Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять адресату письменную информацию (отчет) аудитора руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита *(2). Аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде по ходу осуществления аудита промежуточную информацию. Порядок передачи такой информации регламентируется п.п. 4.3 - 4.6 данного правила (стандарта) аудиторской деятельности.

2.2. Данные, содержащиеся в письменной информации аудитора, приводятся с целью доведения до руководства проверяемого экономического субъекта сведений о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

2.3. В случае инициативного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменную информацию аудитора в следующих случаях:

а) если договором на осуществление инициативного аудита предусматривается подготовка по итогам аудита заключения аудитора:

б) если договором на осуществление инициативного аудита хотя и не предусматривается подготовка заключения аудитора, но предусматривается подготовка письменной информации аудитора.

2.4. Аудиторская организация обязана указать в письменной информации аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности.

2.5. Аудиторская организация может привести в письменной информации аудитора любую информацию, касающуюся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую сочтет целесообразной.

2.6. Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках. Она посвящена лишь тем из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

3.1. Письменная информация аудитора должна быть адресована руководителям и (или) собственникам экономического субъекта.

3.2. Письменная информация аудитора должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит (в случае аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно,- этим аудитором). В случае, если аудиторскую проверку проводила группа в составе значительного количества сотрудников аудиторской организации, письменная информация аудитора должна быть подписана руководителем всей группы сотрудников и может быть подписана не всеми сотрудниками персонально, но руководителями отдельных подгрупп (бригад, звеньев и т.п.) в составе общей группы.

3.3. Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нумерацию страниц. Рекомендуется оформлять первую страницу письменной информации аудитора на бланке аудиторской организации либо с угловым штампом аудиторской организации, либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми в аудиторской организации к оформлению официальной переписки.

3.4. Каждая аудиторская организация обязана разработать с учетом требований законодательства, настоящего правила (стандарта) аудиторской деятельности и приложения 1 к нему, единые (внутрифирменные) требования по форме подготовки письменной информации аудитора. Такие внутренние требования должны обеспечивать аккуратное и единообразное оформление данного документа для различных экономических субъектов и должны быть утверждены руководителем аудиторской организации и в обязательном порядке соблюдаться сотрудниками при подготовке этого документа. Аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, обязаны разработать (или принять с учетом квалифицированных рекомендаций) аккуратную и единообразную форму представления письменной информации, которую в дальнейшем применять на постоянной основе.

3.5. В письменной информации аудитора должны содержаться в обязательном порядке следующие сведения:

3.5.1. реквизиты аудиторской организации, а именно:

а) официальное наименование и юридический (почтовый) адрес аудиторской фирмы либо фамилия, инициалы и адрес аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно;

в) номер и дата выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

г) перечень и специализация всех аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите, их фамилии, инициалы, номера и даты выдачи квалификационных аттестатов в случае их наличия, указание обязанностей в ходе проведения аудита;

3.5.2. реквизиты проверяемого экономического субъекта, а именно:

а) официальное наименование и юридический (почтовый) адрес юридического лица либо фамилия, инициалы и адрес физического лица - индивидуального предпринимателя;

б) номер и дата регистрационного свидетельства;

в) перечень должностных лиц (фамилии, инициалы, должность), ответственных за составление бухгалтерской отчетности юридического лица;

3.5.3. указание на период времени, к которому относится документация экономического субъекта, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора;

3.5.4. выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность;

3.5.5. результаты проверки организации и ведения бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния системы внутреннего контроля экономического субъекта.

3.6. В дополнение к обязательным сведениям, указанным в п.3.5 , в зависимости от объема, масштабов и специфики аудиторской проверки, а также размеров и особенностей аудиторской фирмы (того, проводится ли проверка аудитором, работающим самостоятельно), размеров и особенностей экономического субъекта, подлежащего проверке, следует включать в письменную информацию аудитора следующие сведения:

3.6.1. особенности выполнения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также особенности выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;

3.6.2. данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, о структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;

3.6.3. перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;

3.6.4. сведения о методике аудиторской проверки, подтверждение того, что аудиторская организация следовала в работе правилам (стандартам) аудиторской деятельности, указание на то, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным способом, а какие - выборочным порядком, и на основе каких принципов производилась аудиторская выборка;

3.6.5. перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций как таковых;

3.6.6. оценку (при наличии такой возможности) количественного расхождения отчетных и (или) налоговых показателей по данным экономического субъекта, и прогнозируемых по результатам проверки аудиторской организацией;

3.6.7. в случае проверки крупных экономических субъектов со сложной организационной структурой - сведения об осуществлении проверок филиалов, подразделений и дочерних фирм такого экономического субъекта, изложение общих результатов таких проверок и анализ влияния этих частных результатов на итоги аудиторской проверки всего экономического субъекта в целом;

3.6.8. при последующих аудиторских проверках - оценку и анализ выполнения или исправления экономическим субъектом, подлежащим аудиту, замечаний, имевшихся в предшествующих документах, содержащих письменную информацию аудитора;

3.6.9. в случае отклонения от требований правил (стандартов) аудиторской деятельности (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг) - сам факт и причины такого отклонения.

3.7. Сведения, содержащиеся в письменной информации аудитора, должны быть четкими, краткими, содержательными, без фактических неточностей. В необходимых случаях в письменной информации аудитора должны иметься обоснования количественных расчетов и оценок, ссылки на документы действующего законодательства.

3.8. В письменной информации аудитора в обязательном порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются существенными, а какие - нет, влияют или не влияют (или могут влиять) перечисленные замечания и недостатки на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. В случае подготовки аудиторской организацией условно-положительного заключения, отрицательного заключения или отказа от выражения мнения в письменной информации аудитора должна содержаться развернутая аргументация причин, приведших к такому мнению аудитора.

4. Порядок подготовки письменной информации аудитора

4.1. Письменная информация аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

4.2. Письменная информация аудитора может быть передана только следующим лицам:

б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг;

в) любому другому лицу - в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации, подписанного лицом, подписавшим договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг.

4.3. Отдельные вопросы письменной информации аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к прочей своей рабочей документации.

4.4. По итогам аудиторской проверки, по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора. Предварительный вариант такой письменной информации может быть передан только лицам, указанным в п.4.2 настоящего правила (стандарта).

4.5. В предварительном варианте письменной информации аудитора могут содержаться требования по внесению (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовки перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений, имеющих существенный характер, является обязательным для того, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.

4.6. Руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменной информации аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа. Руководство экономического субъекта может провести встречу с аудиторами, проводившими проверку, пригласив со своей стороны тех лиц, которых сочтет необходимым, для обсуждения предварительного варианта документа.

4.7. Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение, окончательный вариант письменной информации аудитора. Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. В том случае, если в предварительном варианте письменной информации аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменной информации необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.

4.8. Письменная информация аудитора составляется не менее, чем в двух экземплярах. Один экземпляр данной письменной информации передается под расписку только и исключительно лицу, указанному в п. 4.2 настоящего правила (стандарта), второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа. По согласованию с лицом, указанным в п. 4.2 , письменная информация аудитора может быть переслана по почте или другим аналогичным образом. В этом случае ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудиторской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи этой письменной информации.

4.9. Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

4.10. Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта, подлежавшего аудиту.

4.11. Аудиторская организация может готовить копии со своего экземпляра письменной информации аудитора для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок. Требования конфиденциальности информации при этом сохраняются.

4.12. В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями). Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями).

Письменная информация (отчет) - это документ, составляемый аудитором и предназначенный для заказчика аудиторской проверки.

Целью этого документа является доведение до заказчика проверки сведений о методах, использованных при проведении проверки, обо всех отмеченных аудитором ошибках, нарушениях, неточностях, о том, какие меры должны быть приняты для устранения отмеченных недостатков, об основных результатах аудиторской проверки (содержатся или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчетности, осуществлялись финансово-хозяйственные операции в соответствии с установленным порядком или же с существенным отклонением от него).

Составляется отчет на основе информации, собранной аудитором в ходе планирования аудита и осуществления аудиторской проверки в своей рабочей документации (приложения 4-12).

Согласно рекомендациям федерального стандарта № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» и по сложившейся практике в отчете должно быть представлено следующее:

Реквизиты аудиторской организации (официальное наименование, юридический и почтовый адрес, номер и дата выдачи лицензии, перечень аудиторов, принимавших участие в проверке, с указанием номеров их квалификационных аттестатов);

Реквизиты проверяемой организации (официальное наименование, юридический и почтовый адрес, перечень должностных лиц, ответственных за составление бухгалтерской отчетности);

Указание проверяемого периода времени;

Результаты оценок, осуществленных в процессе планирования аудита (оценка надежности системы внутреннего контроля, оценка составляющих и аудиторского риска в целом, оценка уровней существенности выбранных базовых показателей);

Описание использованных аудиторских процедур (какие сегменты проверялись с помощью фактических процедур, какие - с помощью аналитических, какие - с помощью документальных, какие сегменты проверялись сплошным образом, а какие - выборочно, какие методы выборочных проверок применялись как результаты выборочных проверок и распространялись на генеральную совокупность);

Выявленные в ходе планирования и осуществления проверки недостатки в организации бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля, ошибки и нарушения при осуществлении финансово-хозяйственных операций, в ведении учета и при составлении отчетности;

Количественная оценка (при наличии такой возможности) ожидаемых ошибок в отчетных данных;

Сведения о проверках обособленных подразделений экономического субъекта;

Анализ влияния высказанных аудитором замечаний на достоверность бухгалтерской отчетности и аргументация причин, обусловливающих подготовку аудиторского заключения данного вида (безоговорочно положительного, положительного с оговоркой, отрицательного, отказа от выражения мнения).

Принципы составления отчета, его построения, порядок изложения материала и форма его представления должны быть установлены соответствующим внутрифирменным стандартом. Безусловно, каждая аудиторская фирма и каждый аудитор, работающий самостоятельно, вольны составлять и оформлять отчет исходя из своих собственных представлений о том, как это следует делать.

1. В основу формирования информации, представляемой в отчете, должны быть положены следующие принципы:

♦ краткость, четкость, содержательность информации;

♦ воспринимаемость информации, т. е. удобство восприятия представляемой информации ее пользователем (собственником, руководителем, главным бухгалтером и т. д.);

♦ обоснованность информации, т. е. подтверждение высказанной позиции аудитора ссылкой на достоверный источник (внутренний документ проверяемой организации, документ, предоставленный третьей стороной, нормативный акт и пр.).

2. Построение всех замечаний следует осуществлять по единой схеме (например, такой: краткое описание факта хозяйственной деятельности - указание на ошибочность действий проверяемого субъекта со ссылкой на нормативный акт - краткий анализ возможных последствий - рекомендация по исправлению, уточнению и т. д.).

3. По возможности следует устранять перегруженность текста замечаниями, относящимися к однородным ошибкам или однотипным документам. Такие замечания следует группировать, сводя их в таблицы, что значительно облегчает восприятие подобной информации.

4. Для облегчения воспринимаемости информации, представленной в отчете, ее следует максимально структурировать. Для этого каждое самостоятельное положение, высказываемое аудитором (оценку, замечание, группу однородных замечаний и т. д.), целесообразно выделять в отдельный пункт, подвергая пункты сквозной нумерации. Информацию достаточно большого объема (практически более 4-5 страниц текста) следует структурировать путем группировки пунктов по разделам.

Отчет должен быть подписан аудиторами и привлеченными экспертами, непосредственно проводившими проверку, либо, если проверку осуществляла значительная группа аудиторов, руководителем этой группы. Конкретный порядок подписи отчета устанавливается внутрифирменным стандартом.

В соответствии с федеральным стандартом составление отчета обязательно по завершении каждой аудиторской проверки, по итогам которой предусмотрено предоставление официального аудиторского заключения. Отчет также должен составляться аудитором и в том случае, когда официальное аудиторское заключение не предоставляется, но составление отчета предусмотрено договором (например, при проведении специального аудита).

Отчет составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передается заказчику аудиторской проверки (собственнику, руководителю) или лицу, им уполномоченному. Второй экземпляр отчета остается в распоряжении аудиторской фирмы и приобщается к прочей рабочей документации по проверке. Несогласие получателя отчета с содержанием не может служить основанием для отказа в его получении. По согласованию с получателем отчета, а также при отказе в расписке о получении из-за несогласия с содержанием отчета последний может быть отослан по почте. В этом случае ко второму экземпляру отчета подшивается квитанция о почтовом отправлении.

Отчет аудитора является конфиденциальным документом. Аудиторская фирма, ее сотрудники обязаны хранить в тайне содержание отчета, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

Пример фрагмента из отчета аудиторской фирмы проверяемому предприятию приведен в приложении 13.

Еще по теме Письменная информация (отчет) аудитора:

  1. Письменная информация аудитора руководству экономиче­ского субъекта по результатам проведения аудиторской проверки

Лучшие статьи по теме