Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Услуги
  • Главная
  • Вопросы
  • Можно ли объединять намазы? Сокращение и совмещение намазов в пути. Ханбалитский фикх

Можно ли объединять намазы? Сокращение и совмещение намазов в пути. Ханбалитский фикх

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» (Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я"ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" - "Мы ведь в безопасности сейчас?!", на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ". (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас"уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока - намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять - делается намаз стоя, нет - то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Когда путник может совмещать и сокращать намазы Вопрос: Объясните, пожалуйста, как и в каких случаях путник может совмещать и сокращать намазы? Ответ: Если путь человека составляет не менее 80 км 640 м. и цель его путешествия дозволена шариатом, то можно совмещать обеденный намаз с послеобеденным и вечерний с ночным. Если время первого из двух совмещаемых намазов подходит к концу, то лучше его перенести на время второго, если нет, то предпочтительнее перенести второй намаз на время первого. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний с обеденным и наоборот. Если намаз, время которого еще не наступило, переносится к предыдущему, то есть послеобеденный – к обеденному, или ночной – к вечернему, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и составлять не менее 80 км 640 м., необходимо соблюсти ещё три условия: 1. очерёдность выполнения намазов; Сначала совершают текущий намаз, затем последующий. Если выяснится, что текущий своевременный намаз нарушился, то нарушается и последующий, который был перенесен к первому. 2. вначале текущего намаза или во время него нужно иметь намерение сразу совершить следующий намаз, совмещённо. 3. непрерывное совершение обоих намазов – таким образом, чтобы пауза между ними не была длительной. Время, необходимое для чтения икамата, не противоречит этому условию. Если из этих трёх условий отсутствует хотя бы одно, то перенос намазов на время предыдущего не допускается. При совершении обоих намазов (обеденного и послеобеденного) во время обеденного намаза нужно делать намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенося к нему послеобеденный». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и произносит намерение для послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз, перенеся его к обеденному намазу». Таков же порядок и при переносе ночного намаза на вечерний. При переносе текущих намазов на время последующих, то есть обеденного на послеобеденный либо вечернего на ночной, необходимо соблюсти только одно условие: до истечения времени первого намаза необходимо намереваться перенести этот намаз на время следующего. Если путник не сделает такого намерения до наступления времени следующего намаза, то ему за это запишется грех и его намаз будет считаться пропущенным. При совершении обоих намазов в послеобеденное время намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенеся его к послеобеденному». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и делает намерение на послеобеденный намаз: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз». Таков же порядок при переносе вечернего намаза на ночной. Отдел фетв при Муфтияте РД

Вопрос: Ассаламу алейкум, уважаемый шейх!
Хочу вас попросить дать подробное разъяснение относительно совмещения намазов как в сафаре , так и просто без причины, как это делал Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует!) Нам наши братья из других мазхабов приводят на это далилем следующие хадисы Расулюллах (САС):
В одном из риваятов Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал между Зухр и Аср намазами; между Магриб и Иша намазами не по причине страха и путешествия» (Муслим, 705-49).
А в другом риваяте Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал в Медине между Зухр (обеденным) и Аср (послеполуденным) намазами; между Магриб (вечерним) и Иша (ночным) намазами не по причине страха и дождя» (Муслим, 705-54).
Один из передатчиков хадиса, Саид ибн Джубейр, спросил Ибн Аббаса: «Что послужило причиной этому?» Сказал ибн Аббас: «Тем самым он, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел ставить свою общину в затруднительное положение».
Все эти хадисы достоверны, и в отношении них нет никаких проблем. Тогда как же можно объединить эти риваяты с остальными аятами и хадисами? Нас же в медресе учили, что совмещать намазы в начале времени одного из намазов нельзя по нашему мазхабу Абу Ханифы, что можно только объединять намазы перед концом времени одного намаза, а потом как зайдет время другого намаза сразу читать следующий намаз.
Вопрос (отвечать прошу исходя из мазхаба Абу Ханифы с учетом иджмы современных ученых этого мазхаба):
Можно ли совмещать намазы:
а) без причины, а также в сафаре, во время дождя,
б) а также из-за того, что летом между намазом иша и фаджр у нас в России промежуток всего 2-3 часа, а надо с утра бежать на работу, иначе не выспишься, и в полдень глаза просто закрываются?
в) а также по причине, что наши студенты испытывают трудности, чтобы прочитать намаз вовремя, можно ли им объединять зухр с асром и магриб с иша в зимнее время, когда у нас в России практически все намазы идет один за другим и заканчиваются уже в 16-17 часов?
г) Должны ли мы принимать (следовать им) достоверные хадисы сахих относительно совмещения намазов или же твердо придерживаться мнения Абу Ханифы? (Россия, Татарстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Перед тем как приступить к прочтению данного ответа, мы рекомендуем Вам углубить свои знания по теме важности следования мазхабу, ознакомившись с фетвой «Как выбрать мазхаб?» .

а) Следует понимать, что твердо установленным принципом ханафитского мазхаба является следующее: каждый из четырех источников шариата (исламского кодекса) ценится в соответствии с занимаемым им местом среди них. Четырьмя источниками шариата, о которых идет речь, являются:

2. хадисы,

3. иджма (единогласное решение мусульманских правоведов),

4. кыяс (рассуждения по аналогии).

Ни один мусульманин не может сомневаться в превосходстве Корана над хадисами, а также в превосходстве хадисов над иджмой и кыясом. Поэтому если вывод из иджмы или кыяса противоречит Корану и хадисам, то иджма и кыяс в этом случае не принимаются в расчет.

Такая же ситуация и с хадисами: если какой-то хадис внешне противоречит одному из аятов Священного Корана, и согласовать их не получается, то в этом случае вердикт Священного Корана будет рассматриваться как превосходящий по сравнению с видимым значением хадиса, который, как кажется, противоречит Корану. Если же их можно согласовать, то все остается как есть.

В рассматриваемом вопросе процитированный Вами хадис внешне противоречит следующему аяту Священного Корана:

إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

Воистину, намаз предписан верующим в определенное время. (Коран, 4:103)

Если бы не удалось согласовать хадис с аятом, мы были бы обязаны временно оставить хадис и действовать в соответствии с аятом. Однако, к счастью, в данном случае ханафитские факихи (правоведы) правомерно согласовали их в свете других хадисов. Они постановили следующее: поскольку аят Корана явно говорит о том, что намаз нужно исполнять в определенное для него время, те хадисы, которые на первый взгляд противоречат ему, наверняка не имеют хакики (буквального) значения. То есть они должны иметь маджази (переносный) смысл, заключающийся в том, что под объединением намазов подразумевается лишь их видимое (джамг ас-сури), а не настоящее объединение. Это подтверждается другими хадисами, гласящими, что пророк ﷺ совершал магриб-намаз в конце положенного времени, а иша-намаз – в самом начале предписанного времени. Внешне это выглядит как объединение, а в реальности таковым не является.

Существует много хадисов по данной теме, которые рассматривались четырьмя мазхабами. Как говорилось ранее, ханафитские ученые постановили, что все хадисы, относящиеся к данному вопросу, основаны на «видимом объединении» (джамг ас-сури), а не на «настоящем объединении» (джамг аль-хакики). Такая позиция основана на том факте, что нам велено совершать каждый намаз вовремя, и хадисах от Ибн Масуда, которые разъясняют, что пророк ﷺ никогда не объединял намазы (исполняя один из них вне положенного для него времени), кроме как на Арафате и в Муздалифе во время хаджа.

Обратите внимание на следующие хадисы:

عن عائشة: «أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يؤخر الظهر، ويعجل العصر ، ويؤخر المغرب، ويعجل العشاء في السفر»

1. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщает, что, будучи в пути, посланник Аллаха ﷺ задерживал зухр, а аср-намаз совершал пораньше, и что он задерживал магриб и пораньше совершал иша-намаз. (Ахмад. Муснад. – Хадис 25039; Тахави; данный хадис был признан хадисоведом Нимави в качестве хасан-хадиса: Асар-ус-сунна. – Стр. 432)

عن نافع، وعبد الله بن واقد، أن مؤذن ابن عمر، قال: الصلاة، قال: سر سر، حتى إذا كان قبل غيوب الشفق نزل فصلى المغرب، ثم انتظر حتى غاب الشفق وصلى العشاء، ثم قال: «إن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان إذا عجل به أمر، صنع مثل الذي صنعت، فسار في ذلك اليوم والليلة مسيرة ثلاث»

2. Ученики господина Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах) сообщили, что, находясь в пути, он однажды совершил магриб-намаз ровно перед окончанием его времени (перед исчезновением линии горизонта), потом он подождал начала времени для иша-намаза, и далее совершил и его. После этого он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ делал то же самое, когда он спешил в пути». (Абу Дауд. Сунан. – Хадис 1212; имам Нимави отнес данный хадис к категории «сахих» (достоверных): Асар-ус-сунна. – Стр. 434)

أخبرني عبد الله بن محمد بن عمر بن علي بن أبي طالب، عن أبيه، عن جده، أن عليا رضي الله عنه كان إذا سافر سار بعد ما تغرب الشمس حتى تكاد أن تظلم، ثم ينزل فيصلي المغرب، ثم يدعوا بعشائه فيتعشى، ثم يصلي العشاء، ثم يرتحل، ويقول: «هكذا كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصنع»

3. Господин Умар ибн Али (да будет доволен им Аллах), сын господина Али (да будет доволен им Аллах), сообщает, что, когда бы Али (да будет доволен им Аллах) ни был в пути, он продолжал передвижение вплоть до того момента, когда оставалось совсем немного времени до наступления темноты (окончания магриб-времени). В этот момент он совершал магриб-намаз. Далее он кушал, и после этого исполнял иша-намаз. Господин Али (да будет доволен им Аллах) также говорил, что так поступал посланник Аллаха ﷺ. (Абу Дауд. Сунан. – Хадис 1234; хадисовед Нимави отнес данный хадис к категории «сахих»: Асар-ус-сунна. – Стр. 435)

عن عبد الله رضي الله عنه قال: ما رأيت النبي صلى الله عليه وسلم صلى صلاة بغير ميقاتها، إلا صلاتين: جمع بين المغرب والعشاء، وصلى الفجر قبل ميقاتها " أن جابر بن عبد الله قال: «دفع رسول الله صلى الله عليه وسلم حتى انتهى إلى المزدلفة فصلى بها المغرب والعشاء بأذان وإقامتين، ولم يصل بينهما شيئا»

4. Еще одним хадисом, дополнительно подтверждающим ханафитскую позицию по данному вопросу, является хадис, записанный имамом Бухари в сборнике «Сахих» (хадис 1682), в котором говорится, что господин Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел посланника Аллаха ﷺ совершающим какой бы то ни было намаз вне предписанного времени за исключением магриба и иша, и фаджра (данные намазы совершались во время хаджа в Муздалифе: см. Насаи. – Том 2, стр. 44)». Данный хадис указывает на то, что пророк ﷺ никогда не совершал намазы вне предписанного времени за исключением двух случаев в своей жизни. Учитывая этот факт, становится понятно, почему господин Ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) предупреждал, что совершение двух намазов в одно время – большой грех. (Мухаммад. Муватта. – Том 1, стр. 572)

5. В другом хадисе от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) говорится: «Посланник Аллаха ﷺ объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершая иша сразу после начала его времени». (Ибн Абу Шейба. Мусаннаф, 2:458)

عن ابن عباس، قال: «صليت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم ثمانيا جميعا، وسبعا جميعا» ، قال: قلت: يا أبا الشعثاء، «أظنه أخر الظهر، وعجل العصر، وأخر المغرب، وعجل العشاء» ، قال: «وأنا أظن ذلك»

6. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает: «Я совершил вместе восемь ракаатов [четыре ракаата зухр и четыре ракаата аср] и вместе семь ракаатов [три ракаата магриб и четыре ракаата иша] с посланником Аллаха». [Один из передатчиков говорит:]. Я спросил Абу-Шаса: «Полагаю, он отложил зухр [до окончания его времени] и совершил аср сразу после начала времени, а также отложил магриб [аналогичным образом] и совершил иша пораньше». Тот ответил: «Я тоже так думаю». (Муслим. Сахих, 1:246; Ибн Абу Шейба. Мусаннаф. – Хадис № 8227)

Данный хадис, приведенный в сборнике «Сахих Муслим», очень четко описывает объединение двух намазов. Способ, описанный рассказчиком, называется джамг ас-сури.

Как видим, способ объединения намазов, о котором говорится в данных хадисах, – это исключительно джамг ас-сури. Это общепринятый способ, который никто никаким образом не оспаривает. Разве можно возражать против совершения двух намазов вместе, если это производится так, что не приводит к совершению намаза до или после предписанного времени? Несомненно, это самый безопасный способ объединения двух намазов, и наиболее уместно было бы объяснить хадисы об объединении намазов с помощью данного способа.

Также общеизвестно, что фаджр-намаз не должен совершаться до наступления предписанного времени и не должен преднамеренно откладываться для совершения после завершения данного времени. Точно так же обстоит дело и с другими намазами, которые не должны совершаться вне предписанного времени, и тем более не надо считать это сунной. Это указывает на то, что способом объединения двух намазов по Сунне является джамг ас-сури, что обосновывается посредством Корана и хадисов. Таково ханафитское мнение по данному вопросу.

б) Даже при таких обстоятельствах исполнение намазов иша и фаджр в одно время непозволительно. При этом дозволяется задерживать иша вплоть до того момента, когда остается совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и, как только время для иша заканчивается, и начинается время для фаджр, можно совершить фаджр-намаз. Этот способ позволит человеку преодолеть трудности, связанные с прерыванием сна.

в) И в данном случае объединение намазов недопустимо. Студентам нужно внимательно ознакомиться со своим расписанием, чтобы выделить несколько минут на намаз. Это несложно и займет всего лишь несколько минут. Зухр и аср можно прочитать вместе, при этом зухр можно прочитать незадолго до начала шафиитского времени аср. Далее они могут прочитать аср-намаз, сразу как только начнется время аср по шафиитскому мазхабу, поскольку это тоже является одним из мнений ханафитского мазхаба.

г) Если Вы ознакомились с вышеприведенными хадисами, то Вы уже поняли, что мазхаб имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха) полностью соответствует достоверным хадисам.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Намаз можно сократить, вместо четырех ракаатов совершая два. Сокращаются обеденный, послеобеденный и ночной намазы, а вечерний и утренний - не сокращаются. При вступлении в намаз в намерении совершить намаз добавляют еще и слово «сокращая». Для того, чтобы разрешалось сокращать намаз, путь должен быть не менее 92 км. Если путник совершает намаз за непутником или за тем путником, который не намерен сокращать намаз, то ему сокращать свой намаз нельзя. Если путь превышает 138 км., то сокращать намаз предпочтительнее, чем совершать его полностью.

Перенос намаза.

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеденный и наоборот.

Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то при наступлении обеденного намаза нужно сделать сердцем намерение о переносе этого намаза на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он (обеденный) считается пропущенным.

При совершении обоих намазов в послеобеденное время нужно делать намерение таким образом: Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз. После салама встают, читают икамат и произносят намерение: Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз. Вместе с переносом можно намазы и сокращать. Но при вступлении в каждый намаз в намерение добавляют еще и слово «сокращая». Например: Я намереваюсь совершить обеденный намаз с переносом на послеобеденный, сокращая . Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама соверщают икамат и намерение: Я намереваюсь совершить послеобеденный фарз-намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая. Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом. Такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или с ночного на вечерний.

Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1) При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить, совмещая, и второй намаз.

2) Между обоими намазами читается только икамат, и, не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.

3) Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз, то есть сначала обеденный, затем послеобеденный (либо вечерний, затем ночной).

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечернего на ночной, необходимо одно условие. До истечения первого намаза нужно сердцем сделать намерение о переносе намаза. Других условий нет.

При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершить ратибаты (совершаемые до намаза), а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Такого нет в Шариате. При выходе из дома не надо делать особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место, куда он едет, и расстояние путешествия насчитывает не менее 92 км.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать намазы, нужно покинуть границы своего села (города). После прибытия в село (город) тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, причем в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не засчитывается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытии в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что, не считая дня прибытия и отъезда, он должен остаться здесь четыре дня, то здесь путешествие заканчивается, и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Но если остается три дня, то эти три дня тоже можно сокращать. Затем, если он хочет дальше ехать, нужно выяснить расстояние от этого города до места, куда отправляется (т.е. хватает 92 км).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если нет, то нельзя. Также если в этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах).

Совершение намазов-суннат путником

Некоторые люди говорят, что в пути намазы-суннат нельзя совершать. В свое оправдание они приводят то, что для обязательных намазов имеется разрешение сокращать, но какой, мол, смысл, совершать суннаты, создавая себе затруднения.

Каждый намаз-суннат имеет определенное вознаграждение, и при возможности, и если это не затрудняет нас, то зачем упускать вознаграждение, ссылаясь на то, что мы находимся в пути? Более того, по Шариату, чтобы мы совершали намазы-суннат, сделаны большие облегчения.

Намазы-суннат путник может совершать, находясь в транспорте, в движении. При возможности, вступая и заканчивая намаз, следует повернуться к Каабе, а если невозможно, то совершаешь, как можешь. Машина едет, а ты молишься. Нужно опираться на хадис, а не выносить решения по своему усмотрению.

В хадисе, переданном Бухари (да будет доволен им Аллах) сказано: «Пророк r совершал намазы-суннат, сидя на верблюде, куда оборачивался, туда и молился, а когда нужно было совершать фарз-намаз, то сходил (слезал) с верблюда» («Итхаф-уль ссадатиль муттакин», т. 7, с 522).

Имамы всех мазхабов разрешают в пути совершать суннат-намазы, будь то ратибат или другие суннаты («Рахматуль уммат, Хамим Мизану Ша’рани», т. 1 с. 65).

Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) пишет: «Из-за того, что находишься в пути, нельзя упускать намазы-суннат. Потому что вознаграждение, которое он упустит из-за не совершения суннатов больше, чем то, которое он получил от путешествия» («Ихьяу-улюмиддин», т. 2, 376).

Но нельзя усердствовать в намазах-суннат, если все его ждут. Другое дело, если вся группа совершает все суннаты. Те, кто совершают, должны постараться по возможности совершать намаз-суннат, пока спутники отвлечены чем-то другим или готовятся к намазу. А если и так не удается, то нужно совершать их на машине во время движения.

Порядок совершения перенесенных намазов и их ратибатов.

1) Если обеденный намаз переносится на послеобеденный и обратно, то сначала оглашают азан, затем совершают четыре ракаата суннат-ратибат обеденного намаза (по два ракаата), после читают икамат и совершают обеденный фарз, а затем читают икамат, совершают послеобеденный намаз, затем совершают ратибаты обеденного намаза, четыре ракаата – по два, затем послеобеденного намаза – четыре ракаата – по два.

2) Если вечерний намаз переносится на ночной или обратно, первым оглашается азан, затем читают икамат и совершают вечерний намаз-фарз, затем читают икамат и совершают ночной фарз-намаз, затем совершают ратибат вечернего намаза (два ракаата), затем шесть ракаатов намаза-аввабинов (по два), затем два ракаата ночного намаза, затем три, пять, семь, девять или одиннадцать ракаатов витру (по два ракаата и в конце один нечетный ракаат). Здесь нет разницы переноса намаза вперед или назад («Итхаф» т. 7, с 518-519).

Если послеобеденный намаз переносится на обеденный, дозволено совершить суннаты послеобеденного намаза во время обеденного намаза, а также можно отложить совершение ратибатов послеобеденного намаза до наступления его времени. Также можно поступить и при переносе ночного намаза на вечерний.

Путнику также желательно совершать не только намазы ратибаты, но и другие суннаты, такие, как зуха, таххаджуд, аввабин, витру и другие. Эти намазы также дозволено совершать и сидя на машине.

Этикет.

Этикетами и молитвами (дуа) подготовки к пути, самого пути, сокращениями и переносами намазов можно пользоваться не только по пути на хадж и обратно. Эти правила общие для всех дозволенных путешествий, при определенных условиях. Путникам желательно иметь с собой зеркало, ножницы, расческу и сивак. В наше время нужно иметь с собой еще компас и карту для определения стороны Киблы. Нужно знать и расположение Киблы в проезжаемых странах. Потому что если придется совершать намаз там, где нет мечети и совершили намаз не в сторону Каабы, то этим людям будет большой грех за то, что не изучили методы определения Каабы.

По книге "Намаз опора религии"

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

Можно ли перенести или пропустить намаз?

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

  • он физически не ограничен;
  • находится в подходящем месте;
  • его жизни ничего не угрожает;
  • зависящие от его действий люди (больные, старики, дети) находятся в безопасности;
  • его тело и одежда не осквернены, или есть возможность выполнить ритуальное омовение, переодеться.

В каких случаях можно пропустить намаз?

  • во время боевых действий;
  • во время стихийных бедствий, снегопадов, дождей;
  • при необходимости оказать помощь роженице или спасать другого человека;
  • в пути;
  • если человек непреднамеренно забыл или проспал;
  • когда мусульманин окружен неверными;
  • по причине болезни.

Свидетельство Джабера:

«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб. (аль-Бухари 598, Муслим 209).

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим 1/477).

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (Ан-Ниса, 101-й аят из 176).

Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий. (Аль-Маджму 3/67).

Когда следует совмещать два намаза?

  • в дороге;
  • во время хаджа в день Арафа.

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера: пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними» (Муслим).

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Как возместить пропущенный намаз?

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

Правила восполнения

  • если человек пропустил утренний намаз непреднамеренно, он выполняет его сразу после пробуждения, но только после восхода солнца;
  • если верующий приходит в мечеть во время призыва к очередной молитве, он присоединяется к молящимся и совершает сначала намаз, время которого наступило, а после него каза;
  • если человек молится один, вначале он совершает каза намаз, а затем следующий за ним;
  • когда остается мало времени, чтобы прочитать молитвы в правильной последовательности, сначала необходимо сделать намаз, время которого подходит к концу, чтобы не пропустить его;
  • если вынужденно пропущены все намазы, кроме последнего, верующий выполняет все пять поочередно до окончания времени последней ночной молитвы (иша);
  • если пропущены пять молитв за день, восполнить их можно на следующий день, читая намаз и каза поочередно;
  • пропущенный иша восполняют сразу после пробуждения, перед утренней молитвой.

Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними». (аль-Мухалля 2/235).

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

  • нахождение в бессознательном состоянии из-за болезни или одержимости джинами;
  • дни менструаций, родов и послеродовый период у женщин;
  • намазы, пропущенные за время жизни до принятия ислама.

Считается достоверным хадис:

«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее» (Ахмад 4/198).

Как молиться людям с плохим здоровьем?

Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз» .

Лучшие статьи по теме