Бизнес. Финансы. Недвижимость. Страхование. Услуги

Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем

В стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Денежная система включает следующие элементы:

  • денежная единица — установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен товаров;
  • виды денег, являющихся законным платежным средством, — кредитные банковские билеты (наличные и безналичные), бумажные деньги (казначейские обязательства и билеты), разменная биллонная монета;
  • денежная масса — сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других платежных средств;
  • эмиссионная система — порядок эмиссии банковских и казначейских билетов центральными банками и казначействами и каналы эмиссии;
  • денежно-кредитная политика — совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (центральный банк, министерство финансов).

Тип денежной системы зависит от формы функционирования денег — или знаки стоимости. В процессе эволюции форм денег и денежных отношений сформировались два типа денежных систем (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Типология денежных систем

Металлические денежные системы - это системы, имеющие в основе металлические деньги с внутренней (реальной) стоимостью, втом числе моно- и биметаллические.

— денежная система, при которой один денежный металл выполняет роль всеобщего эквивалента. Развитые монометаллические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра, золота. Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в HI-II вв. до н.э. Длительное время медные деньги составляли основу денежного обращения в России. Серебряный монометаллизм в России сложился в результате денежной реформы Канкрина (1843-1852), в Голландии (184-1875), в Индии (1852-1893), в Китае просуществовал до 1935 г.

В конце XIX в. в большинстве стран произошло обесценивание серебра в связи с расширением его добычи из полиметаллических руд. Параллельно были открыты новые месторождения золота, что обусловило переход к золотому монометаллизму. Впервые золотой монометаллизм как тип денежной системы сложился в Великобритании и получил законодательное закрепление в 1816 г. В конце XIX в. золотой монометаллизм вводится в Германии, Франции, Норвегии, Дании, Австрии, России, Японии, США. Различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.

— денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматривается свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. В условиях биметаллизма соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливается в зависимости от рыночной цены денежных металлов. Эта система существовала в XIV-XVII вв. Известны три разновидности биметаллизма:

  • система параллельной валюты — соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно;
  • система двойной валюты — государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению;
  • система «хромающей» валюты — золотые и серебряные монеты были законным платежным средством, но не на равных условиях. Серебро выполняло роль заместителя золотых монет в обращении, а также использовалось в качестве разменной монеты.

Законодательное закрепление за двумя металлами роли денег на определенном историческом этапе вступало в противоречие с природой денег как единственного товара, призванного играть роль всеобщего эквивалента. Несмотря на законодательно установленное равноправие обоих металлов, всеобщим эквивалентом служил только один из них. В результате один металл оказывается оцененным по закону выше его рыночной стоимости, а другой — ниже. Это обусловливало вытеснение из обращения монет из металла, который оценен ниже рыночной стоимости. Преобладающими в расчетах становятся монеты из металла, оцененного выше рыночной стоимости. Это явление в денежной системе описано законом Коперника-Грешема — экономический закон, выведенный польским ученым Н. Коперником в 1526 г. и окончательно сформулированный английским финансовым деятелем Т. Грешемом в 1560 г., согласно которому «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие» при их одинаковой, установленной государством номинальной стоимости. При монометаллизме действие закона

Коперника-Грешема проявлялось в том, что из обращения исчезали полноценные монеты, уступая место монетам, одинаковым по номинальной стоимости, но менее качественным.

Бумажно-кредитные системы — это денежные системы, лишенные металлической основы, построенные на представительском принципе. Такие денежные системы существуют в настоящее время практически во всех странах.

Закономерности функционирования и развития металлических денежных систем

Денежные системы, основанные на металлических эквивалентах, прошли в своем развитии следующие этапы:

биметаллизм -> серебряный монометаллизм -> золотой монометаллизм.

Внедрение системы золотого стандарта (золотого монометаллизма) обусловлено становлением и развитием единого мирового рынка, поскольку усиление внешнеэкономических связей требовало стабильности от обслуживающих их национальных валют. Одной из прямых предпосылок внедрения государствами золотого стандарта явилось накопление золотых резервов. Возможности для этого возросли в 50-х годах XIX в. с открытием новых месторождений и особенно в 90-х годах (Клондайк, Юкон, Южная Африка). Но золотой стандарт стал международной денежной системой, когда некоторые страны приняли добровольные обязательства по беспрепятственному движению золота через границы, ограничению эмиссии национальных банкнот, свободному размену банкнот на золото. Таким образом, золотой стандарт имел черты первой международной валютной системы — первой в истории человечества. К концу XIX в. из разрозненных национальных денежных систем, строившихся на золотомонетном базисе, сложилась международная система зол ото монетного стандарта. Эта система потребовала от стран единообразного внедрения дополнительных элементов металлических денежных систем, основанных на обращении золота, таких как:

  • золотое содержание денег - весовое содержание золота, закрепленное заданной денежной единицей, которое является масштабом для определения цен;
  • золотой (монетный) паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их официальному золотому содержанию;
  • валютный паритет - соотношение между денежными единицами разных стран, установленное законом. Применялся, когда золотое содержание данной валюты не объявлялось, но она сопоставлялась с другими валютами, имеющими золотое содержание.

В зависимости от характера размена банкнот на золото различают следующие типы золотого стандарта: зол ото монетный, золотослитковый и золотодевизный (золотовалютный).

Для золотомонетного стандарта характерна свободная покупка и продажа золотых монет на кредитные билеты (банкноты) по фиксированному курсу, т.е. банкноты и золотые монеты обращаются на равных. Золотомонетный стандарт как основная форма организации денежного обращения был закреплен международными соглашениями на Парижской конференции в 1867 г., золото было признано единственной формой мировых денег.

Рис. 2.2. Равновесие в системе золотомонетного стандарта

Золотомонетный стандарт сочетал в себе черты классической монометаллической денежной системы. Этот тип денежного стандарта просуществовал до Первой мировой войны и характеризовался как наиболее устойчивая денежная система, что объясняется следующим. С точки зрения товарного обращения важно, чтобы обращающиеся деньги представляли стоимость, эквивалентную стоимости обмениваемых товаров. Но деньги не должны обязательно обладать такой стоимостью. Именно это позволяет замешать золото банкнотами — знаками стоимости. При изменении суммы стоимостей товаров общая стоимость функционирующих золотых денег приводится в соответствие путем изменения количества денег в обращении. Стоимость же денежной единицы — золотой монеты — остается неизменной, так как определяется стоимостью соответствующего весового количес тва золота (рис. 2.2). В данном случае эластично по отношению к изменению суммы товарных цен только количество денег в обращении. В этом кроется причина постепенного отказа от обращения золотых монет.

Золотомонетный стандарт как денежная система обладал абсолютной эластичностью только в случае сокращения объема товарооборота в денежном выражении, когда часть золотых монет оседает в форме сокровищ. Но когда товарооборот возрастает, объем дополнительной эмиссии золотых монет зависит от промышленной добычи золота и поступления его в каналы денежного обращения. Когда в кризисные периоды возникала потребность в дополнительной эмиссии, золотомонетный стандарт не допускал быстрого и произвольного увеличения денежной массы. С началом Первой мировой войны золотомонетный стандарт прекратил свое существование в большинстве стран.

Отказ от золота как основы денежной системы происходит постепенно. В ходе денежных реформ 1924-1929 гг. возврат к золотому стандарт}" был произведен в двух урезанных формах — золотослиткового и золотодевизного стандартов. Вытесненное из розничного оборота золото продолжает использоваться во внутренней и международной оптовой торговле, но в форме слитков - золотослитковый стандарт. Для него характерен размен банкнот на слитки металла, как правило, массой 12,5-14 кг.

В Австрии, Германии, Дании был установлен золотодевизный стандарт (золотовалютный): банкноты не обмениваются на слитки; чтобы получить золото, следовало обменять национальную денежную единицу (банкноту) на определенное количество валюты (девиз) той страны, где существовал золотодевизный стандарт, и уже эту валюту разменять на золото. Таким образом, валюты одних государств ставились в зависимость от валют других государств.

Золотослитковый и золотодевизный стандарты были оформлены межгосударственными соглашениями, достигнутыми на международной экономической конференции в Генуе в 1922 г. Эта конференция определила статус резервной валюты (резервного девиза).

Резервная валюта - это валюта, которая используется преимущественно для международных расчетов или формирования валютных резервов. Стране — эмитенту резервной валюты разрешено оплачивать долги перед другими странами не золотом, а собственной валютой. Резервными валютами в этот период были признаны фунт стерлингов и доллар. После распада Британской империи (Британское содружество наций было оформлено Вестминстерским статусом в 1931 г.) роль резервной валюты закрепилась за долларом. В результате мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. золотой стандарт был отменен во всех странах. Произошел отказ на внутренних рынках от всех форм платежей в золоте, утрачена зависимость между объемами золотых резервов банков и размером денежной эмиссии.

В 1944 г. был утвержден устав Международного валютного фонда и установлена фиксированная цена золота — 35 долл. за грой- скую унцию (31,1 г). Таким образом, был установлен золотодолларовый стандарт . В мире сложилась так называемая Бреттон-Вудская валютная система, которая юридически была оформлена в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в г. Бреттон-Вудсе (США). Основные черты данной денежной системы сводились к следующему:

  • золото выполняет функции воплощения богатства и средства международных платежей;
  • функция средства платежа закрепляется также за резервной валютой — долларом США:
  • резервная валюта является разменной на золото;
  • приравнивание валют и их взаимный обмен осуществлялись на основе официально согласованных странами — членами МВФ валютных паритетов, выраженных в золоте и в долларах США. Паритеты были стабильными;
  • рыночные курсы валют могли отклоняться от фиксированных долларовых паритетов не более чем на 1%.

В связи с сокращением золотых запасов правительство США с 1971 г. официально прекратило продажу золотых слитков на доллары, и золотодолларовый стандарт прекратил существование. Роль резервных валют стали выполнять марка ФРГ, японская иена, а также коллективные денежные единицы — СДР и ЭКЮ.

Последним этапом разрыва денежных систем и золота стала отмена фиксированных золотых паритетов валют и переход к плавающим валютным курсам. Ямайская международная конференция, соглашения которой были введены в 1976-1978 гг., юридически закрепила демонетизацию золота, что нашло выражение в следующем:

  • отменена официальная (фиксированная) цена золота;
  • отменено золотое содержание денежных единиц стран;
  • золото исключено из расчетов между Международным валютным фондом и его членами.

В связи с демонетизацией золота произошли изменения в структуре золотовалютных резервов государств. Резервы стран — членов МВФ состоят из четырех компонентов:

1. Иностранная валюта- деньги других стран, принадлежащие данной стране: депозиты в иностранных банках, вложения в ценные бумаги, обращающиеся на международном фондовом рынке, долговые обязательства. Незначительная часть данного компонента представлена наличной валютой.

2. Резервная позиция в Международном валютном фонде — лимит, в пределах которого страна автоматически получает от фонда необходимую для расчетов иностранную валюту. Величина лимита соответствует сумме взносов данного государства в капитал фонда в виде золота и/или свободно конвертируемой валюты (25% от общей суммы взноса).

3. СДР (расчетная единица МВФ), которые страна имеет право использовать для покупки другой валюты или для расчетов с другими странами — членами МВФ.

4. Официальный государственный запас золота имеет роль резерва, который в кратчайший срок может быть продан и превращен в деньги. Доля золота в государственных резервах снизилась с 96% в 1938 г. до 20% в 1995 г.

Особенности функционирования бумажно-кредитных денежных систем

Бумажно-кредитные (фидуциарные) денежные системы — это денежные системы, в которых денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства.

Такие денежные системы сформировались в результате демонетизации золота. Выделяют три вида фидуциарных денежных систем:

  • переходные (сочетают металлическое и бумажное обращение);
  • полный фидуциарный стандарт;
  • электронно-бумажные денежные системы.

В настоящее время в большинстве стран происходит переход к электронно-бумажным денежным системам. Характерные особенности таких систем следующие:

  • выпуск денег в порядке банковского кредитования субъектов экономики и под прирост официальных золотовалютных резервов;
  • развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного;
  • монополизация эмиссии наличных денег государством в лице эмиссионного банка;
  • преобладающее развитие в системе безналичного денежного оборота электронных денежных платежей:
    • на базе многоцелевых предоплаченных карт (card-based systems) — основаны на картах с хранимой стоимостью, или на «электронных кошельках»;
    • на базе «сетевых денег» (software-based / network-based systems) — денежная стоимость сохраняется в памяти компьютеров, и с помошью специального программного обеспечения осуществляется ее перевод по электронным коммуникационным сетям (электронные платежные системы эмиссионных банков, платежи в сети Интернет);
  • возрастание роли государственного регулирования денежного обращения.

Функционирование современных денежных систем основано на ряде принципов, к которым относятся:

  • централизованное управление национальной денежной системой;
  • прогнозное планирование денежного оборота;
  • устойчивость и эластичность денежного оборота;
  • кредитный характер денежной эмиссии;
  • обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот, активами эмиссионного банка;
  • независимость эмиссионного банка от правительства и его подотчетность парламенту;
  • предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования;
  • комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования.

На основе этих принципов формируются элементы национальных денежных систем. Предложение денег в экономике реализуется эмиссионным банком страны, выпускающим наличные деньги, и системой коммерческих банков, «создающих» безналичные деньги. Размер денежного предложения зависит от основных приоритетов экономической политики.

Эластичность кредитной эмиссии достигается за счет политики рефинансирования коммерческих банков и других инструментов денежно-кредитной политики, обеспечивающих управление ликвидностью коммерческих банков. Структура денежного предложения характеризуется преобладанием безналичных денег в электронном виде и обусловлена следующими преимуществами безналичных денег:

  • низкими издержками выпуска в обращение;
  • высокой степенью контролируемости в системе банковского оборота;
  • высокой скоростью расчетов;
  • экономией издержек обращения экономическими субъектами.

Объем денежного предложения в бумажно-кредитных денежных системах зависит от спроса на деньги со стороны экономических субъектов, который обусловлен следующими основными факторами:

  • «спрос на сделки», т.е. деньги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности предприятий и организаций (авансирование оборотных активов, выплата заработной платы), а также для текущего потребления населения (покупки в системе розничной торговли, в сфере услуг);
  • уровень и динамика цен всех товаров и услуг (или ценовой компонент денежного спроса): цены привязаны к отдельному конкретному товару, поэтому спрос на деньги опосредуется спросом на товар (вышеуказанный фактор), но зависит от уровня и динамики цен. Если цены растут при том же количестве товаров, спрос на деньги увеличивается в соответствии с ростом цен;
  • спрос на финансовые активы, деньги не только расходуются на текущее производственное и личное потребление, но и инвестируются в финансовые активы — ценные бумаги, банковские депозиты, банковские сертификаты, страховые полисы. Спрос на финансовые активы во многом обусловлен процентными ставками доходности активов (уровень дивидендов по акциям, ставка купонного дохода по облигациям, курсовые разницы по валютным курсам, ставки банковских депозитов). Ставки доходности непосредственно влияют на цену финансовых активов и, таким образом, регулируют спрос на сами активы и деньги, необходимые для инвестиций;
  • процентные ставки на кредитном рынке : поскольку безналичная денежная эмиссия имеет в основном кредитный характер, уровень процентной ставки делает кредитные ресурсы более или менее доступными;
  • скорость обращения денег: чем она выше, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги;
  • инвестиционный спрос на деньги , связанный с расширенным воспроизводством деятельности экономических субъектов (производственное инвестирование или реальные инвестиции). Роль этого компонента особенно актуальна в условиях формирующейся инновационной экономики, когда основные конкурентные преимущества формируются на основе активного использования знаний, информации, прогрессивных технологий;
  • интенсивность применения современных банковских технологии , которые в конечном счете определяют скорость расчетно-пла- тежного оборота;
  • общий уровень налоговой нагрузки. Несмотря на кажущуюся оторванность от проблем денежного обращения, он, прежде всего, определяет границы теневого сектора экономики и уровень оттока капитала из страны и тем самым влияет на скорость обращения денег, отток наличных денег из реального оборота, формирование инвестиционных ресурсов;
  • интенсивность процессов сбережения денег в банковском секторе расширяет возможности использования денег в безналичном обороте, поскольку прирост денег обеспечен тем, что часть ранее выпущенных денег находится в банковском обороте.

Денежные системы, основанные на обращении неразменных бумажных денег, существуют в настоящее время в подавляющем большинстве стран, что объясняется их экономичностью, удобством и эластичностью. Принципы фидуциарных денежных систем распространяются также на международные и региональные денежные системы.

Системы денежного обращения

Денежное обращение

Деньги

Биметаллизм и монометаллизм

Неразменные кредитные деньги

Денежная масса

Денежные агрегаты М1 и М2

Квази – деньги

Монетаризм

Денежно-кредитная политика

Банковские резервы

Резервная норма

Депозитный мультипликатор

Кредитная система

Центральный банк

Коммерческие банки

Операции на открытом рынке

Учётно-процентная (дисконтная) политика

Фидуциарная денежная система

Квазиденьги

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль денег и денежного обращения в экономике?

2. Что такое денежная масса и какова её структура?

3. За счет чего происходит прирост объема денежной массы?

4. Опишите механизм депозитного мультипликатора.

5. Какие функции выполняет кредит?

6. Перечислите основные формы кредита.

a. Использовании золота и серебра в качестве денег

b. Золото-валютных резервах

c. Доверии к правительству

d. Использовании кредитных денег

2. Увеличение учетной ставки вызовет…

a. Сохранение прежнего объема денежного предложения

b. Сокращение объема денежного предложения

c. Увеличение объема кредита

d. Увеличение объема денежного предложения

3. Деньгами является то благо, которое …

a. обладает наиболее высокой ликвидностью

b. обладает точной делимостью

c. позволяет надежно сохранять стоимость

d. позволяет совершать обменные операции

4. К квазиденьгам не относят …

a. монеты и банкноты

b. акции в инвестиционных фондах

c. депозитные сертификаты банков

d. средства на срочных счетах

5. К функциям центрального банка относятся …

a. эмиссия банкнот

b. регулирование банковской ликвидности

c. кредитование экономических субъектов

d. эмиссия кредитных денег

6. К функциям коммерческого банка относятся …

a. эмиссия кредитных денег

b. кредитование правительства

c. управление имуществом клиента

d. хранение золотовалютных резервов

Литература

1. Вечканов Г.С. Экономическая теория. Учебник для студентов ВУЗов – 2-е изд. – СПб: Питер, 2009 г.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА –М, 2011.

6. Экономическая теория (политэкономия): Учебник (под общей редакцией академика В.И.Видяпина, академика Г.П.Журавлевой – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008

7. Экономическая теория. Учебник для студентов ВУЗов (под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – 4-е изд. – СПб (и др.): Питер, 2009

8. Экономическая теория. Экспресс – курс: учебное пособие (коллектив авторов: под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной, А.Ю.Юданова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009



Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1. Доходы и проблема их распределения в рыночной экономике

1. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике

Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения товаров и услуг в целях личного потребления. Значимость проблемы распределения доходов определяется тем, что уровень потребления населения зависит от уровня доходов, а уровень потребления определяет создает соответствующие стимулы для производства.

При этом различают номинальный, располагаемый и реальный доход. Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и темпов инфляции в стране. Располагаемый доход мы имеем после вычета налогов и получения социальных трансфертов. Реальный доход - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. т.еэтот показатель учитывает динамику цен.

Основными источниками поступления доходов являются:
- трудовые доходы работников;
- предпринимательский доход;
- доходы от собственности в виде процентов по вкладам, дивидендов, ренты и т.п.;
- транфертные платежи - пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.);

Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько показателей. Графически неравенство в распределении доходов отражается с помощью кривой Лоренца. Для ее построения по горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной - долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис. 1).


Рисунок 1. Кривая Лоренца

Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов, когда 25 % семей располагают 25 % совокупного дохода, 50 % - 50 % дохода и т.д., биссектрисса угла. Разрыв между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов.Соответственно, чем далее кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше выражено неравенство в данной экономике.

Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью следующих коэффициентов:

1) коэффициента Джини , определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ABC (см. рисунок 1). Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице

2) децильного коэффициента , который выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных.

3) квинтильного коэффициетна , который выражает соотношение между средними доходами 20 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20 % наименее обеспеченных.

4) квартильного коэффициента , который выражает соотношение между средними доходами 25 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 25 % наименее обеспеченных.

2. Особенности социальной политики в развитых странах

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает

Значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся права на труд, определенный уровень благосостояния, образование, не обеспечивает социальную защиту малоимущих, пенсионеров, инвалидов. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода через социальную политику. Осуществляя перераспределение социального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах запада и получили название «государство благосостояния».

В социальной сфере государственный сектор занимает господствую-

щее положение. В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности, что выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение её к минимуму.

Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать граждан от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг. Следует отметить, что обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. В этом случае система социального страхования компенсирует данной части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в разных странах различно. Так, во Франции доля взноса застрахованных работников в фонде социального страхования составляет 22%, предприятий – 59, государства – 17, а в Дании – соответственно – 2, 11 и 8,4%.*

Другую часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения, не зависимо от их участи в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Социальная защита населения в странах рыночной экономики достигает значительных размеров. Например, в США расходы на социальное страхование составляют 40 % федерального бюджета, а на вспомоществование – 16 %..

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка службы занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, облегчая тем самым их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в разном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, т. к. происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным.

Наилучшим образом социальную политику государства в рыночной экономике отражает так называемая шведская модель благосостояния. Термин «шведская модель» означает образец общественного развития, на который можно равняться. После Второй мировой войны за короткий срок Швеции удалось выдвинуться на первое место в Европе и на одно из первых мест в капиталистическом мире по уровню жизни (доля ВНП на душу населения), отражающим благосостояние населения, уровень потребления материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребности в этих благах на данной ступени развития общественного производства. Высокий уровень благосостояния поддерживается в Швеции на протяжении многих десятилетий.

В обобщенном виде «шведская модель» означает определённую степень обеспеченности граждан социальными услугами; активное вмешательство государства в экономику вплоть до национализации целых отраслей, а также в отношения между трудом и капиталом, осуществляемые с помощью политики обеспечения занятости и политики в области оплаты труда.

«Шведская модель» - эта система взаимозависимых принципов, предусматривающая одновременность их реализации. Занятость, социальное обеспечение, образование, культура, сектор государственных услуг, высокий уровень организации трудящихся в профсоюзы, их роль в решении ряда экономических проблем – всё это компоненты одновременного действия.

Результатом «шведской модели» является «государство благосостояния», которое характеризуется созданием высокоэффективной экономики, обеспечением занятости всего трудоспособного населения, ликвидацией бедности, развитой системой социального обеспечения, высоким уровнем грамотности, образованности и культуры населения.

Каково конкретное выражение «шведской модели»? Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран. Политика полной занятости рассматривается, как фактор, влияющий на благосостояние населения, поскольку труд – это не только источник существования, но и средство участия в общественной жизни. Полная занятость – это лучшая форма равенства между людьми. С общеэкономической точки зрения более эффективное использование рабочей силы означает выгоду для общества. В то же время полная занятость – это условие демократизации общества.

Социальные программы в Швеции рассчитаны на охват всего населения, а не отдельных групп. Государственное образование и медицинское обслуживание доступно для всех, система пособий на детей распространяется на все семьи, всем выплачиваются пенсии по старости. Следовательно, социальные выплаты и услуги – это право для всех, а не благотворительность для нуждающихся. При этом каждый вид социальной помощи находится под контролем государственного учреждения, имеющего самостоятельный статус.

Результаты реализации шведской модели по развитию общества весьма показательны. Прежде всего Швеция вошла в группу наиболее развитых стран. В стране сложился устойчивый климат «общественного консенсуса», что выражается в институционализации отношений партнерства, труда и капитала, в реформистском пути преодоления возникающих конфликтов.

Не смотря на свои позитивные стороны, шведская модель социального развития не идеальна. В государствах с рыночной экономикой постоянно воспроизводятся богатство и бедность, безработица и инфляция, циклический характер производства и социальная дифференциация. Поэтому у государства всегда существует возможность совершенствовать социальную политику путем осуществления экономической демократии.

В то же время и сама социальная политика государства может сопровождаться негативными последствиями. Такая ситуация сложилась в 1970 -1980-х гг., когда трудности государственного регулирования в развитых странах охватили и социальную политику. Значительные масштабы социальных программ, рост спроса на социальные услуги, чрезмерная централизация управления социальными программами, усиление социального иждивенчества – всё это вызвало необходимость реорганизации механизма социальной политики.

Перестройка социальной политики в развитых странах идёт по нескольким направлениям. Сокращаются расходы на социальные нужды, увеличивается платность социальных услуг, повышаются требования для получения социальных пособий. Компенсационные выплаты за потерю работы всё больше заменяются профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы. Происходит разгосударствление предприятий, сферы социальных услуг путем частичной распродажи государственной собственности и развития частного сектора в отраслях социальной инфраструктуры (образовании, здравоохранении). Также совершенствуется система управления социальной сферой: проводится её децентрализация, увеличивается самостоятельность производственных структур.

В целом реорганизация системы социального обеспечения и социальных услуг направлена на повышение её эффективности. Расходы государства на социальные цели продолжают расти, поскольку государственная политика в данной области остаётся важнейшим элементом социально ориентированной рыночной экономики.

3. Социальная политика государства в России

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики, которая должна строиться на трёх основных принципах: приоритетность проблем социальной защищённости населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнёрству.

Важное значение в социальной политике приобретает переход от социального иждивенчества к социальным гарантиям со стороны государства: защите прав человека на свободный труд, обеспечение личной безопасности граждан, созданию системы жизнеобеспечения, соответствующей определённым жизненным стандартам. Механизм социальных гарантий должен обеспечить такие условия жизнедеятельности населения, при которых снижение уровня жизни, связанные с трудностями переходного периода, может быть минимальным и кратковременным. Решение проблем социальных гарантий должно быть комплексным, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.

Социальная защищённость населения в условиях перехода к рыночной экономике требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода. Степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые же слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счёт федеральных средств, но также за счёт местных бюджетов, средств предприятий, организаций и населения. Определённую роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды и фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

Особую остроту приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищённость от безработицы реализуется через подготовку и переподготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с выплатой пособия установленной величины. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходов, т. е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального уровня жизни.

Индексация осуществляется путём регулирования номинальной заработной платы, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определённые промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к заработной плате с учётом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятие на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию. Выражая соотношения цен и доходов индексационная политика поддерживает определённое равновесие между доходами и ценами путём компромисса между ними.

Проводимая государством социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Её суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряжённости. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо и по гуманным и по экономическим соображениям, т. к. подрывает стимул к эффективной деятельности.

К началу XXI в. одной из острейших социальных проблем России стала проблема бедности. В первые годы становления рыночных отношений государство не уделяло этой проблеме должного внимания, поскольку она воспринималась как временное обострение социально-экономических проблем в условиях реформирования. Однако по истечении 10 лет рыночных преобразований дифференциация доходов населения превышала дореформенный уровень более чем в три раза. Как следствие, увеличились масштабы и глубина бедности.

Указанные негативные тенденции продолжают иметь место и в наши дни. По данным Росстата с 1992 по 2008 г. население России сократилось на 6 млн человек. Усилилось социальное расслоение по доходам. Соотношение доходов 10 % самых богатых и самых и бедных возросло в два раза и достигло 17. За эти годы почти в два раза сократилось число дошкольных учреждений и в то же время на 70 % выросло численность федеральных государственных чиновников, увеличившись с 485 тыс. в 1994 г. до 846 тыс. человек ныне. Общая же численность разнообразных работников органов госвласти, включая муниципальных служащих достигла 2, 884 млн человек. Содержание госаппарата обходится бюджету в 809 млрд. руб. в год.

В 1992 г. была принята официальная методика измерения бедности. Зафиксированное в это время двукратное снижение реальных денежных доходов населения означало сокращение минимальной потребительской корзины также в два раза. Разработанная минимальная потребительская корзина на 1992 г. гарантировала возможность минимального стандарта потребления при сбалансированном питании. Однако, оценка уровня бедности затруднялась несколькими причинами: широким распространением натуральных отношений в экономике; массовым отказом от участия в бюджетных обследованиях средне – и высокообеспечнных групп населения; нерегулярностью выплаты заработной платы.

После кризиса 1998 г. масштабы бедности несколько сократились. По данным Госкомстата в 2002 г. 25 % населения относились к числу бедных, в то же время обследование бюджетов домашних хозяйств показало, что более 40% их располагало ресурсами в объёме ниже прожиточного минимума.

Особую проблему в России представляет проблема крайней бедности, важнейшим показателем которой является недостаток питания. В этом случае масштабы крайней бедности измеряются такими показателями, как недостаток веса у детей младше 5 лет. Доля населения с уровнем потребления калорий ниже минимального составляет 40 % его общей численности.

Современная российская бедность характеризуется в России следующими особенностями:

Работающие бедные составляют примерно половину от общей численности бедных;

Традиционно бедные категории населения имеют больший риск бедности и высокий уровень дефицита дохода. Поэтому их шансы оказаться среди самых бедных гораздо выше;

Из групп с повышенным риском бедности особо выделяются дети, поскольку для них шансы оказаться среди крайне бедных очень высоки. Это обстоятельство государству следует учитывать при анализе мер социальной политики;

Существующая в России официальная статистика бедности не позволяет выделить отдельные категории семей с повышенным риском бедности: семьи с инвалидами (особенно с детьми), молодые семьи, одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, семьи мигрантов. Отсутствие достоверной информации об их уровне жизни существенно затрудняет выработку адекватных мер социальной политик государства.**

Система социальной защиты населения, поддержка их доходов с начала реформ претерпела значительные изменения: были введены новые пособия и льготы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В общем виде все социальные трансферты делятся на три вида: денежные выплаты, натуральные выплаты, субсидии на оплату услуг.

В 2001 г. совокупный объём денежных социальных выплат составил 808,3 млрд. руб. (8,9 % ВВП), социальные трансферты в натуральной форме - 659 млрд. руб. (7.3 % ВВП). Доля домохозяйств, получающих дотации и льготы на оплату услуг в 2001 г. составила 43,6 % общего числа домохозяйств.

В 2010 г. расходы на социальную сферу в России составили около 18 % от ВВП. Основная тяжесть социальных расходов по- прежнему остаётся на бюджетах субъектов РФ и их муниципальных образований, из которых финансируется примерно 80 % всей социальной сферы. Параллельно с бюджетной системой в России функционирует сопоставимая с ней по масштабу внебюджетная финансовая система. Средства самых крупных государственных социально-страховых фондов (Фонд занятости, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) формируются за счёт страховых платежей предприятий всех форм собственности, обязательных страховых взносов работающих граждан, ассигнования из государственного бюджета.

Таким образом, в России сохраняется обширная и разветвлённая система социальных льгот. Однако социальная политика государства остаётся бессистемной, ориентированной в основном на смягчение негативных социальных последствий социальных реформ. Отсутствует чёткая стратегия социального развития страны, а социальная сфера финансируется по остаточному принципу. Следствием этого является низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокое социальное неравенство. Снизилось качество образования, здравоохранения, а также общий уровень духовности и культуры в нашем обществе, стоит вопрос о будущем демографическом развитии страны.

По данным ООН Россия в мировом сообществе всё более утрачивает позиции по такому важнейшему показателю, как Индекс Человеческого Развития (ИЧР), исчисляемый независимыми экспертами на основе данных о продолжительности и качестве жизни, уровня образования, использования новейших технологий. По этому показателю Россия в настоящее время занимает 65 место в мире.

Основу социальной политики России должна составлять социальная безопасность, позволяющая каждому человеку, семье, различным социальным группам в полной мере реализовать и наращивать свой созидательный потенциал, обеспечивать себе и своей семье, ныне живущим и будущим поколениям высокий уровень качества жизни.

Первоочередными задачами государства в области снижения бедности российских граждан являются: приоритетный доступ к ресурсам социальной защиты для крайне бедных и расширение доступа к доходам для граждан, обладающих определённым профессионально-квалификационным, социальным и адаптационным потенциалом. Решение этих задач тесно связано с обеспечением прохождения всех масштабных реформ через процедуру экспертизы социальных последствий. Стратегическими задачами социальной защиты населения и сокращения бедности являются три направления:

Создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;

Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации);

Противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным и дотируемым социальным услугам.

Важнейшей проблемой социальной политики государства является проблема семьи, которая есть главная ячейка общества. Под влиянием бедности и масштабной малообеспеченности произошла дезорганизация эмоционально-психологических связей и межличностных отношений, негативно повлиявшая на качество и прочность семейных связей. Уровень распада российской семьи растёт, и в настоящее время он почти в два раза выше, чем в развитых странах Западной Европы. Каждая десятая женщина в стране к своему 50-летию становится вдовой, каждый третий ребёнок рождается в нерегистрированном браке. Острой проблемой является увеличение беспризорности. По экспертным оценкам в настоящее время в России насчитывается до 1,8 млн беспризорных и безнадзорных детей и подростков, т.е. каждый двенадцатый несовершеннолетний в стране.

Определяющим фактором снижения материального уровня жизни семьи сегодня является рождение детей. Примерно половина семей с двумя детьми и две трети семей с тремя и более детьми живут в бедности. Согласно последним данным Росстата 44 % детей до 16 лет получают пособие по бедности.

Эффективное решение проблем семьи предполагает: снижение подоходного налога на работающих родителей и введение посемейного налогообложения; введение обязательного социального страхования детей, как источника семейных пособий работникам, имеющим детей; комплексный переход к системе доступного жилья; развитие системы бесплатных услуг для семей с детьми (здравоохранение, образование, культура). Одной из актуальных проблем социальной политики государства является пенсионная реформа.

Вплоть до конца 2001 г. пенсионная система России была полностью распределительной, т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счёт средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. При этом все собранные пенсионные взносы тратятся сразу, а не инвестируются.

В условиях снижения отношения численности работающего населения к численности пенсионеров, происходящего из-за падения рождаемости и увеличения продолжительности жизни, нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными налоговой нагрузкой, пенсионным возрастом и отношением пенсии к заработной плате. Приходится либо увеличивать налоги, либо повышать пенсионный возраст, либо уменьшать отношение пенсии к заработной плате. Но есть и другой путь – реформировать пенсионную систему и искать решение проблем за её пределами.

За 1991 - 2001 г.г. происходили неоднократные изменения в принципах начисления и выплатах распределительных пенсий (минимально необходимый стаж; период, за который учитывается заработная плата при определении размера пенсии; степень учёта полученной заработной платы и уплаченных пенсионных взносов; система индексаций). Эти изменения корректировали пенсионную систему с учётом финансовых возможностей государства и представлений об относительной социальной справедливости. Однако они не могли привести к кардинальному улучшению положения в пенсионной сфере, как в текущем, так и в долгосрочном плане.

Даже с учётом всех частей пенсий (базовой и страховой) так называемый коэффициент замещения (т. е. доля, которую составляет пенсия от утраченного заработка) у многих россиян составляет 20 – 25 %, в лучшем случае до 40 %, в то время как у бывших депутатов Госдумы и членов Совета Федераций коэффициент замещения доходит до 75 %. Необходимо вытянуть Россию на уровень западноевропейских стран и добиться того, чтобы средняя трудовая пенсия составляла не менее 60-65% от прежнего заработка, не зависимо от чинов и званий.

Реформирование пенсионной системы предполагает два главных изменения: введение накопительного элемента системы обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению пенсионными накоплениями. В краткосрочном аспекте эти изменения позволят сохранить материальное положение сегодняшних пенсионеров и накапливать средства для будущих пенсионеров. В долгосрочном плане от введения накопительных пенсий можно ожидать следующих благоприятных изменений:

Повышения благосостояния будущих пенсионеров за счёт длительного срока накопления средств для финансирования пенсий;

Привлечение пенсионных денег в качестве инвестиций в экономику страны и тем самым повышение темпов экономического роста;

Снижение нагрузки на государственную пенсионную систему;

Развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Следовательно, создание понятной для работающего населения пенсионной системы позволит прогнозировать, планировать и формировать свою будущую пенсию. Накопительная пенсионная система может также оказать позитивное влияние на легализацию доходов, повышение трудовой активности населения и создание новых рабочих мест.

Важнейшим направлением социальной политики государства являются образовательные услуги.

Нынешнее состояние Российского образования характеризуется тем, что, во-первых, современная массовая школа не обеспечивает качественного образования в области информатики, иностранных языков, экономики и права; во-вторых, уровень финансового обеспечения составляет 25-40 % расчётной нормативной потребности, что приводит к неравному, зависящему от доходов семьи доступу к качественному образованию.

В современную эпоху глобализации и быстрого развития новых технологий изменяется сам подход к образованию: из чисто расходной социальной сферы оно превращается в инвестиционную сферу, обеспечивающую вложение средств в будущее страны, в котором наряду с государством участвуют компании, общественные организации, все граждане, заинтересованные в качественном образовании подрастающего поколения. Более того, темпы развития современной экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному образованию, т. е. к продолжению образования в течение всей жизни.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (от 10.07.2001 г.) даны принципиальные установки образовательной политики: необходимость обеспечения равного доступа к образованию и достижение социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования.

В качестве основных задач, стоящих перед системой образования, выступают:

Содействие успешной адаптации молодёжи в обществе и на рынке труда и противодействие негативным социальным процессам;

Развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество;

Повышение вклада образования в модернизацию экономики.

Решение этих задач предполагает следующее направление действий:

Обновление содержание образования и повышение качества образовательных программ всех уровней;

Увеличение средств федерального бюджета на нужды образования;

Формирование механизма финансирования получения гражданами общего среднего образования на основе требования государственного стандарта;

Расширение базы финансирования и образования за счёт средств из внебюджетных источников;

Реализация комплекса мер социальной поддержки работников системы образования, включая совершенствование системы оплаты труда.

Реализация социальной политики в сфере образования должна обеспечить приоритетность развития этой отрасли, как неотъемлемого условия модернизации российского общества и конкурентоспособность российской экономики.

На современное развитие России наряду с положительными влияют и негативные факторы, которые связаны с усилением нестабильности мировой финансовой системы. Это осложняет решение проблем социальной безопасности и в то же время придаёт их решению ещё большую актуальность. Всё это потребовало выдвижение долговременных целей социального развития страны в выработке принципов формирования стратегии социального развития. На заседании Госсовета Российской Федерации 08.02.2008 г., посвящённом стратегии развития страны до 2020 г., в выступлении Президента были сформулированы три основные стратегические задачи социального развития:

Создать общество равных возможностей;

Сформировать мотивации для инновационного развития;

Обеспечить экономический рост за счёт повышения производительности труда на основе всестороннего развития человеческого капитала.

С учётом имеющегося на сегодняшний день опыта и результатов экономического преобразования страны следует признать, что нового качества развития можно достичь только при более целенаправленной и эффективной работе государства по совершенствованию социальных отношений во всём их многообразии.

основные понятия:

Социальное обеспечение

Социальное страхование

Общественное вспомоществование

Система социальных услуг

Шведская модель

Социальная политика государства

Распределительная пенсионная система

Накопительная социальная система

вопросы для самопроверки

1. Что вкладывается в понятие «Социально ориентированная рыночная экономика»?

2. Каковы задачи системы социального страхования?

3. Какова цель общественного вспомоществования?

4. Что мы вкладываем в понятие «Шведская модель» государства благосостояния?

5. Чем объясняется особая значимость социальной политики государства в России?

6. Каковы стратегические задачи социальной защиты населения в Российской Федерации?

7. Раскройте содержание социальной политики государства.

8. В чём состоит реформирование пенсионной системы России?

9. Раскройте социальную политику России в области образовательных услуг.

10. Семейная политика Российского государства.

11. В чём, на Ваш взгляд, «скромные» успехи Российского государства в решении социальных проблем?

1. В таблице представлено распределение суммарного дохода по четырем 25-процентным группам семей – от самой бедной до самой богатой.

Квартильный коэффициент равен…

2. В таблице представлено распределение суммарного дохода в стране по пяти 20-процентным группам семей – от самой бедной до самой богатой):

Квинтильный коэффициент равен…

3. Для уменьшения неравенства в распределении доходов правительство может …

a. заменить пропорциональную шкалу налогообложения на прогрессивную;

b. заменить прогрессивную шкалу налогообложения на пропорциональную;

c. заменить пропорциональную шкалу налогообложения на регрессивную;

d. ввести фиксированный подоходный налог.

4. Если текущую ситуацию распределения доходов после налогообложения описывает линия № 3, то к числу мер, которые могут привести страну к распределению доходов, описываемому линиями № 4 или № 5, относится …


a. замена прогрессивного налогообложения доходов граждан пропорциональным;

b. замена пропорционального налогообложения доходов граждан прогрессивным;

c. увеличение ставки пропорционального налога на доходы с 13 до 18 %;

d. замена фиксированного налогообложения доходов граждан пропорциональным.

5. Замена прогрессивной шкалы подоходного налога на пропорциональную приведет к …

a. увеличению коэффициента Джини и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы;

b. уменьшению коэффициента Джини и приближению кривой Лоренца к биссектрисе;

c. увеличению квартильного коэффициента и приближению кривой Лоренца к биссектрисе;

d. уменьшению децильного коэффициента и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы.

литература

1. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009 – 445 с.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. экономическая теория. : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА –М, 2011.

6. Экономическая теория (политэкономия) : учебник /под общ. ред. В. И. Видяпина, Г.П. Журавлевой – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008 г. 640 с.

7. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов /под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 556 с.

8. Экономическая теория. Экспресс – курс: учеб. пособие /коллектив авторов/ под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 606 с.

ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ

1. Понятие и сущность международной торговли

2. Роль государства в международной торговле

3. Протекционизм: «за» и «против»

По поводу осуществления денежного обращения, функционирования денежного рынка и выполнения .

В научной литературе считают, что денежные системы как способ организации денежного обращения начали формироваться в Европе в XVI-XVII вв. в результате усиления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились значительно раньше.

Денежные системы классифицируют в зависимости от материала, который выполнял функции денег, от того, в какой форме функционируют деньги — как товар или как знак стоимости. Соответственно, выделяют следующие типы денежных систем:

  1. товарные;
  2. металлические (биметаллические и монометаллические);
  3. фидуциарные.

Однако денежный стандарт сформировался в виде полноценной денежной системы только в XX в., а потому к собственно денежной системе можно отнести только монометаллические и фидуциарные стандарты.

В рамках систем металлического обращения благородный металл непосредственно выполнял функции денег, а были разменны на металл. При государство законодательно закрепляло роль всеобщего эквивалента за двумя благородными металлами (золотом и серебром), чеканились из обоих металлов, и осуществлялось их свободное обращение.

В XVI-XVII вв. биметаллизм был распространен во многих странах мира. В Англии он господствовал с середины XIV в. до конца XVIII в., а в странах Западной Европы — в XIX в. Однако, биметаллическая денежная система не была стабильной, поскольку использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов противоречило природе денег, а установленное государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало соотношению их рыночной стоимости. В результате удешевления производства серебра и его обесценения в конце XIX в., золотые монеты стали изыматься из обращения и оседать в кладах. В 1865 г. Франция, Бельгия, Швейцария и Италия попытались сохранить биметаллизм путем заключения международного соглашения о поддержке твердого соотношения между золотыми и серебряными монетами на уровне 1: 15,5. Это была первая попытка межгосударственного регулирования денежной системы, в результате которой был создан . Однако в 1878 г. в странах-членах Латинского монетного союза свободная чеканка серебряных монет была прекращена, и общим стоимостным эквивалентом стало золото.

Основными элементам денежной системы являются:

  • национальная денежная единица;
  • денежная масса;
  • эмиссионный механизм;
  • характер и тип денежного обращения;
  • характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;
  • система .

Институциональное развитие денежных систем в ХХ в. происходило на основе усиления регулирующей роли государства в лице , которое, в конечном счете, привело к созданию нынешней системы государственных декретных денег. Основными чертами современных денежных систем являются:

  • децентрализация денежного обращения;
  • обеспечение денежных знаков активами банковской системы;
  • отсутствие законодательного разграничения между наличным и безналичным оборотом;
  • приоритетный характер безналичного обращения;
  • наличие механизмов государственного регулирования денежного обращения;
  • наличие рыночного установления ;
  • обеспечение стабильности денежной системы и устойчивости денежного обращения и др.

На протяжении XX столетия роль золота менялась неоднократно. Общей закономерностью явился уход его из обращения, т.е. золото перестало выполнять роль денег. Это явление получило название демонетизации золота.
Деньги в различных формах не имеют в настоящее время товарной природы. Они являются общепризнанным средством обращения, а их Ценность определяется не внутренней природой, а способностью всту-
35

Часть I. Основные функции и формы денег
пать в обращение и быть всеобщим платежным средством. Бумажные деньги - это денежные знаки (номинальные знаки стоимости), наделенные принудительным курсом, обычно неразменные на металл и выпускаемые государством для покрытия своих расходов. Неоклассики утверждали, что деньги в рыночной экономике «декретируются» правительством, держащим под контролем объем денежной эмиссии. Это означает, что именно государству (правительству) принадлежит право принимать решения об объеме и характере эмиссии, устанавливать виды и номиналы денежных знаков, регламентировать условия осуществления платежей и расчетов.
В XIX в. в Великобритании государственные органы ощутили необходимость в осуществлении строгого контроля за экономикой, чего нельзя было обеспечить без регулирования денежной массы. В защите от банковских крахов нуждались и вкладчики банков. В ответ на эту потребность был выработан ряд законов о банках, среди которых особое место занял Закон о банковских крахах 1844 г., который постепенно привел к прекращению выпуска банкнот частными банками. По мере акционирования и слияния банков их право на выпуск собственных банкнот передавалось Банку Англии. Последний (Банк Англии) приобрел статус главного банка страны, выполнявшего поручения правительства в области кредитно-денежной политики.
При этом коммерческие банки стали выдавать кредиты, что заменило прежний механизм выпуска собственных банкнот и не оказало существенного влияния на ограничения количества денег или денежное предложение. Так произошла эволюция фидуциарной эмиссии. Впоследствии эмиссионную деятельность Банка Англии поставили под контроль Государственного казначейства. Казначейству принадлежало право давать разрешения на временное превышение фидуциарного выпуска сверх установленного предела. Однако, как указывают источники, продолжительность действия этой меры не должна была превышать шесть месяцев.
Современную бумажно-денежную систему называют фидуциарной от латинского «фидуциа», т.е. сделка, основанная на доверии. Фидуциарная денежная система основана на принципе функционирования неразменных денежных знаков и нередко именуется системой неразменных денег. Устойчивость денег в этих системах определяется не золотым запасом, а способностью денежных властей для поддержания устойчивости национальных денег придерживаться основных правил
36

Глава 2. Денежное обращение и денежная система
денежной эмиссии. С проблемой определения количества денег, требуемых для обращения, связана и номинальная стоимость находящихся в обращении денежных средств.
Применительно к денежным средствам, выпускаемым в обращение большинством современных государств и не имеющим товарной природы, правомерно следующее определение: «Деньги - это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги»2. Это означает признание денег правительства в качестве всеобщего покупательного и платежного средства, наличие у них отличной от номинала (или номинальной стоимости) внутренней (по условиям выпуска) стоимости наряду со стоимостью реальной. Последняя определяется не номинальной, а реальной покупательной способностью денежного знака с учетом общего уровня и динамики цен.
Будучи декретными, современные деньги обладают абсолютной ликвидностью, которая превышает ликвидность денег на счетах и ликвидность денежных суррогатов. Ликвидность связана с покупательной способностью денежных знаков. Она характеризует их высокую покупательную силу, способность легко реализовываться, обращаться в другие товары или полезности. Имея в виду ликвидность любого актива, Пол Хейне отмечал, что «ликвидность какого-либо имущества непосредственно связана с издержками его обмена на другие виды имущества. Имущество, издержки обмена которого на любое другое имущество равны нулю, является абсолютно ликвидным»3. Подчеркивается также, что ликвидность означает способность актива обмениваться на другие виды активов или имущества без осязаемой потери их номинальной стоимости, которой поэтому фактически можно пренебречь.

Еще по теме Фидуциарные денежные системы. Ликвидность денег:

  1. 1.1. Экономическая категория «деньги» и денежные носители как элементы платёжной системы
  2. Обзор точек зрения российских и зарубежных ученых-экономистов по вопросу о сущности денег (Парусимова Н.И., Крымова И.П.)
  3. Исторические формы и виды денег. Бумажные и кредитные деньги
  4. 3. Развитие обмена и возникновение денег. Сущность и функции денег. Эволюция денег и природа современных денег. Законы денежного обращения

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

После мирового валютно-фи- нансового кризиса 1997-1998 гг. ставится вопрос о создании новой мировой валютно-финансовой системы с учетом того, что во всех странах мира господствующим является фидуциарный стандарт.
Фидуциарные (от лат. Мез - вера) денежные системы - это такие системы, в которых денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они сформировались вместе с переходом от металлического к бумажному денежному обращению.
Как только внутренняя стоимость металлических денег отделяется от их номинала, появляются неразменные денежные знаки, начинается формирование фидуциарных денежных систем. Они могут строиться на металлической, бумажной, электронной основе. К настоящему времени можно выделить три вида фидуциарных денежных систем: 1) переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение; 2) полный фидуциарный стандарт; 3) электронно-бумажные денежные системы.
Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками XX в. Их исторический предел - начало 1970-х гг.
Для переходных денежных систем характерным явлением становится лаж (франц. Га§ю от итал. Г১ю). Он представляет собой превышение рыночной ценой денежного металла, выраженной в бумажных денежных знаках, номинала бумажных денежных знаков, представляющих данное количество денежного металла". Обычно его исчисляют в процентах. Например, в 1817 г. за 1 руб. серебром давали 3,84 коп. ассигнациями. В 1916 г. 10-рублевые империалы продавались по 16- 17 руб. и, таким образом, лаж на золото составлял 60-70%.
В результате появления лажа формируется двойная система цен на товары: в бумажных знаках и в металлических деньгах.
В России (Советском Союзе) полный фидуциарный стандарт внутри страны фактически сложился еще в 1930-е гг. Он был закреплен ликвидацией свободной торговли товарами, осуществлявшейся Всесоюзным объединением «Торгсин» ; прекращением обращения иностранной валюты с 1 февраля 1936 г.
В настоящее время происходит повсеместный переход к электронно-бумажным денежным системам.

Еще по теме Фидуциарные денежные системы.:

  1. 75. ПОНЯТИЕ ≪ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА≫, ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ
  2. 22. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ
  3. 76. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ СТРАН С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Лучшие статьи по теме